Негативное влияние стрессов и повышенной тревожности на состояние мозга и общее состояние здоровья давно доказано. Эмоциональное напряжение у детей способно стать причиной плохой успеваемости, задержек в развитии и иных проблем. Что делать? Как предотвратить развитие серьезных расстройств и негативное влияние стрессов на состояние мозга ребенка? Давайте разбираться!
Как стресс воздействует на детский мозг?
Чтобы понять, через что проходят наши дети, когда испытывают повышенные эмоциональные нагрузки, важно изучить особенности воздействия стресса на мозг на физиологическом уровне.
Когда ребенок переживает стрессовую ситуацию, гипоталамус (область, расположенная в промежуточном мозге) выделяет специфический гормон, направляющийся к гипофизу. В ответ гипофиз производит другой гормон, который через кровь достигает надпочечников. Надпочечники, в свою очередь, вырабатывают адреналин и кортизол. Адреналин учащает сердцебиение ребенка и повышает его кровяное давление. Кортизол же увеличивает концентрацию сахара в крови, усиливает мышечную активность, улучшает работу памяти и снижает чувствительность к боли.
Возникает вопрос: что в этом плохого? В чем проблема? Разве улучшение памяти и снижение болевой чувствительности не способствуют более эффективному обучению? Вовсе нет.
Реакция организма на стресс предназначена для экстремальных ситуаций, где речь идет о жизни и смерти и где решение должно быть принято за считанные секунды. Однако современные ситуации, такие как обучение в школе, не требуют мгновенных действий. Напротив, они предполагают длительную концентрацию, эмоциональную стабильность и устойчивость – качества, которые стрессовая ситуация может серьезно нарушить. Переживания могут спровоцировать целый ряд расстройств и проблем со здоровьем.
Виды стресса у ребенка
Выделяют стрессовые ситуации, способные существенно повлиять на психологическое состояние ребенка, его головной мозг и спровоцировать психические расстройства.
В их числе:
- Медицинские процедуры, интенсивные болевые ощущения
- Хирургические операции
- Продолжительные заболевания
- Тяжелые физические травмы
- Физическое насилие в семье или регулярное наблюдение за актами насилия
- Ситуации, когда ребенок терялся или оказывался в руках преступников
- Тяжелая болезнь или смерть близкого человека, друга
- Внезапное исчезновение из жизни ребенка кого-то из значимых людей
- Смена места жительства
- Переход в другую школу
- Процесс усыновления или удочерения
- Участие в аварии или несчастном случае
- Стихийные бедствия
- Военные действия: обстрелы, взрывы, необходимость эвакуации
- Длительное пребывание в условиях эмоционального насилия в семье или среди сверстников (постоянное давление, унижения, насмешки, отвержение)
Стресс у ребенка может провоцировать развитие посттравматического синдрома.
Острая его фаза начинается непосредственно в момент переживания. Ее продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка. После завершения острого этапа наступает временное облегчение, настроение улучшается, однако вскоре это состояние сменяется апатией, усталостью и заторможенностью. В этот период детям особенно важно получить помощь в преодолении негативных эмоций и почувствовать поддержку окружающих.
Тревожные расстройства: ранние признаки стресса у детей
Родителям следует обратить особое внимание на следующие признаки стресса и особенности нарушений психического здоровья:
-
Повторяющиеся переживания. К ним относят навязчивые воспоминания о травмирующем событии, тревожные сны, а также реакции на предметы или ситуации, которые напоминают о пережитом
-
Повышенная нервная возбудимость. Нервная система может отреагировать на стрессовую ситуацию вспыльчивостью, раздражительностью, неконтролируемыми эмоциональными реакциями, истериками и агрессивным поведением
-
Депрессивные проявления и избегания. У детей могут возникнуть ощущения эмоциональной опустошенности, замкнутость, неспособность радоваться, снижение энергии, отказ от занятий, которые раньше приносили удовольствие
-
Нехарактерные поведенческие изменения. При проблемах с психическим здоровьем дети могут молчать или говорить слишком много, часто плакать или смеяться без причины, стать обидчивыми.
При эмоциональном напряжении у детей возможны:
-
Резкие перемены в режиме и привычках – проблемы с концентрацией, бессонница или, наоборот, чрезмерная сонливость, потеря аппетита или переедание, зависимость от телевизора или компьютерных игр
-
Физические недомогания – возможны жалобы на различные боли или необъяснимые симптомы, которые не связаны с конкретными заболеваниями
-
Нарушения саморегуляции – появление заикания, навязчивых движений, резкие перепады настроения или фиксация на одной мысли, теме либо действии
-
Ухудшение учебной деятельности – потеря интереса к учебе, отказ посещать школу или детский сад
-
Эмоциональные расстройства – постоянные страхи, беспричинная тревога, недоверие к людям, скрытность, нежелание общаться с окружающими, боязнь расставания с родителями
Долгосрочные последствия стрессов
Когнитивные нарушения
Когнитивные нарушения у детей представляют собой совокупность расстройств, ключевыми симптомами которых выступают:
- Сниженная способность концентрироваться
- Ухудшение памяти
- Нарушения мыслительных процессов
- Ослабление интеллектуальных возможностей
- Замедленное моторное развитие
- Недостаточное развитие мелкой моторики
- Нарушения речевого развития
- Дефицит внимания и гиперактивность
- Нарушения пространственной ориентации
Эти расстройства психического здоровья приводят к сложностям в освоении учебного материала, запоминании информации, адаптации в социуме и поведенческим проблемам.
Психическое здоровье
Стресс может спровоцировать нарушения в работе мозга и оказать влияние на общее психическое здоровье, став причиной:
-
Посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Это состояние развивается после переживания тяжелой психологической травмы, такой как военные действия, стихийные бедствия, серьезные аварии, физическое или эмоциональное насилие и другие экстремальные ситуации. Дети, страдающие ПТСР, сталкиваются с постоянными и неконтролируемыми воспоминаниями о травмирующем событии, мучительными ночными кошмарами, стремлением избегать всего, что может напоминать о пережитом. Они также испытывают повышенную нервозность, раздражительность, трудности с засыпанием и концентрацией внимания
-
Тревожных расстройств. Длительный или интенсивный стресс может стать причиной возникновения или усиления панических атак, обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и др. Для этих состояний характерны постоянное чувство беспокойства, необоснованные страхи, навязчивые мысли, а также повторяющиеся действия или ритуалы, которые человек вынужден выполнять, чтобы снизить тревогу
-
Депрессии. Продолжительное влияние эмоциональных нагрузок на мозг способно спровоцировать развитие депрессии. Основными ее признаками являются устойчиво сниженное настроение, утрата удовольствия от жизни, чувство собственной незначительности, нарушения сна (бессонница или чрезмерная сонливость), изменения аппетита, общая вялость, отсутствие энергии и мотивации
-
Расстройства адаптации. Эти нарушения возникают как реакция на стрессовые, но не обязательно травматические события, такие как серьезные изменения в жизни (переезд, развод родителей, смена школы). Они выражаются в трудностях приспособления к новым обстоятельствам, что может сопровождаться тревогой, подавленностью, раздражительностью или иными особенностями поведения
Как защитить мозг ребенка?
Мы разобрались, как стресс влияет на ребенка. А как улучшить его состояние и предотвратить тяжелое влияние негативных эмоций на здоровье мозга и психической системы?
Для родителей крайне важно не пропустить тот момент, когда ребенок начинает искать поддержку вне семьи, обсуждая свои переживания с друзьями или в социальных сетях.
Родительская отзывчивость и готовность к диалогу позволяют заранее предупредить детей о потенциально сложных ситуациях, эмоционально подготовить, а также научить справляться с трудностями, минимизируя повышенные эмоциональные нагрузки и их негативное влияние на психическое здоровье.
Родителям необходимо следовать достаточно простым советам.
- Ежедневно выделяйте время для бесед: несмотря на постоянное взросление, дети всегда нуждаются в вашем участии и поддержке
- Будьте эмоционально открыты и физически доступны. Создайте условия, в которых дочь или сын смогут без труда подойти к вам, чтобы поговорить или просто провести время рядом, даже без слов
- Не настаивайте на разговоре. Иногда детям достаточно молчаливого присутствия родителя, чтобы почувствовать себя спокойнее
- Обеспечьте комфортные условия для жизни дочери или сына. Окружающая обстановка должна быть не только безопасной, но и способствующей их личностному и эмоциональному росту
Регулярно оказывайте детям личную психологическую поддержку, пусть и непрофессиональную. Малышам, да и подросткам, важно чувствовать вашу веру в их силы. Поэтому напоминайте, что вы уверены в их способностях преодолевать трудности.
Если дети не решаются говорить о своих переживаниях, попробуйте начать с собственного примера. Расскажите о своих чувствах и опыте. Это покажет, что вы готовы к откровенному разговору. Поддержите детей, когда они сами будут готовы обсудить свои проблемы.
Надеемся, вы поняли, какая связь существует между стрессовыми ситуациями и работой головного мозга детей, какие проблемы с физическим и психическим здоровьем могут возникнуть, если не уделять малышам и подросткам достаточно внимания. Если у вас возникли вопросы, задайте их специалистам МЕДСИ. Они точно знают, как восстановить психику ребенка. Опытные, квалифицированные специалисты готовы помочь каждому. Они проводят работу как с детьми, так и с родителями. Обычно такая работа является комплексной. К ней привлекаются психологи, неврологи и другие специалисты. При этом учитываются индивидуальные особенности пациентов и другие факторы.
Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу прямо сейчас: