Если ребенок столкнулся с проблемами в обучении (освоении навыков чтения, счета, письма), с трудностями адаптации в детском саду или школе, испытывает трудности в общении с родителями, близкими, учителями, воспитателями, сверстниками, нужно уделить ему особое внимание. К сожалению, взрослые часто не знают, к каким специалистам обратиться. Это приводит к тому, что особенности развития ребенка своевременно не корректируются. В дальнейшем все проблемы усугубляются. Что делать? Давайте разбираться. Чем отличается логопед от нейропсихолога? К какому специалисту и когда лучше обратиться?
Логопед и нейропсихолог представляют собой двух разных специалистов, однако нередко работающих совместно, чья деятельность направлена на устранение проблем, связанных с речевыми навыками и когнитивными процессами.
Логопед специализируется на исправлении речевых расстройств, тогда как нейропсихолог сосредоточен на восстановлении и развитии когнитивных функций, включая внимание, память и мышление, которые могут быть нарушены вследствие повреждений головного мозга, особенностей развития и иных факторов.
В определенных ситуациях, особенно при серьезных нарушениях развития, может быть эффективным обращение к обоим специалистам или логопеду-нейропсихологу, который объединяет в себе профессиональные компетенции и методики обоих направлений.
Таким образом, оба специалиста играют важную роль в реабилитации, а их совместная работа или совмещение функций в одном лице способны значительно повысить эффективность коррекции и восстановления.
Логопед – специалист в области педагогики и дефектологии, который помогает детям и взрослым преодолевать различные речевые нарушения.
В его задачи входят:
Логопед рассматривает речь как сложную систему, включающую несколько взаимосвязанных уровней:
Для развития каждого из этих аспектов специалист применяет разнообразные методики и упражнения, направленные на улучшение речевых навыков у пациентов.
Это специалист в таких направлениях, как психология и дефектология. Он исследует психические процессы (включая речевую деятельность), связанные с функционированием головного мозга и всей нервной системы.
Основная цель работы нейропсихолога заключается в установлении взаимосвязи между деятельностью мозга, психическими проявлениями и особенностями развития ребенка. Специалист выявляет возможные повреждения мозговых структур или специфическое развитие, приводящие к нарушениям речи, и других психических функций.
В своей практике профессионал использует комплекс диагностических методик, включающих специальные тесты и задания, направленные на оценку различных аспектов психической деятельности.
Среди таких аспектов выделяют:
Анализируя результаты обследования, специалист определяет, какие именно участки мозга функционируют с отклонениями, что позволяет точнее понять природу возникающих проблем и пути коррекции.
Важно понимать, что любой логопед – это специалист с высшим дефектологическим образованием, который занимается коррекцией и развитием речевых навыков.
В его профессиональную компетенцию входит применение специализированных методик для постановки звуков, развития артикуляционного аппарата, формирования навыков родного языка и грамотного использования речи, а также коррекции заикания.
Во время диагностического обследования логопед проводит тщательную оценку состояния устной речи, анализирует уровень сформированности навыков чтения и письма, чтобы выявить возможные отклонения и разработать индивидуальную программу коррекции и лечения.
Важно учитывать, что нейропсихолог представляет собой специалиста в области клинической психологии, который углубленно изучает нейропсихологию. Этот профессионал обладает знаниями о функционировании головного мозга и связанных с ним психических процессов. В его задачи входят формирование и развитие тех когнитивных функций, которые недостаточно сформированы, а также укрепление базовых навыков, необходимых для обучения, таких как:
Чем занимаются нейропсихологи с детьми?
Специалисты обязательно проводят первичное обследование.
Во время диагностики нейропсихолог тщательно анализирует уровень развития различных когнитивных способностей, включая внимание, мыслительные процессы, восприятие и обработку зрительно-пространственной информации, а также умение планировать, регулировать и контролировать свою деятельность.
Кроме того, в диагностический комплекс входят задания, направленные на оценку речевых навыков и способностей к счету.
Нейропсихология детей включает также коррекцию выявленных патологических состояний, развитие навыков.
Обращение к двум специалистам сразу позволит добиться сочетания в их работе самых эффективных методов и практик. Это обеспечивает всесторонний подход к лечению и коррекции речевых и когнитивных расстройств.
Наиболее актуальна помощь сразу двух специалистов в таких ситуациях, как:
Важно! Следует учитывать, что не во всех ситуациях требуется совместная работа с ребенком логопеда и нейропсихолога. В ряде случаев коррекция и лечение могут быть эффективными при взаимодействии только с одним из специалистов.
Итак, мы разобрались, как работает нейропсихолог и как действует логопед. А что делают оба специалиста в команде?
Основными направлениями их совместной работы являются:
Такой комплексный подход позволяет не только корректировать имеющиеся нарушения, но и способствовать гармоничному развитию ребенка в целом.
Наверняка, вы уже поняли, зачем ребенку нейропсихолог и логопед. А как ему помогут мама с папой?
Помощь должна оказываться в нескольких направлениях сразу.
Поддержка познавательного развития
Обеспечение детей разнообразными развивающими играми, такими как головоломки, конструкторы, пазлы и настольные игры, которые стимулируют логику, память, концентрацию и мелкую моторику. Организация познавательных прогулок, посещение музеев, зоопарка, развивающих мероприятий.
Организация безопасной и комфортной среды
Необходимо создать для ребенка атмосферу, в которой он будет чувствовать себя защищенным и уверенным, сможет открыто высказывать свои идеи и эмоции, не опасаясь осуждения за возможные ошибки в освоении необходимых навыков.
Стимулирование любознательности и инициативности
Рекомендуется задавать детям наводящие вопросы, поощрять их интерес к окружающему миру, позволять экспериментировать и самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы.
Эмоциональная вовлеченность и поддержка
Важно регулярно уделять детям внимание, искренне интересоваться их делами, выслушивать с участием и проявлять понимание к переживаниям.
Формирование речи через игры
Применение артикуляционных упражнений, пальчиковых игр, заданий на различение звуков, расширение словарного запаса, ролевых игр, пересказов, заучивания стихотворений и песен для улучшения речевых способностей.
Формирование познавательных способностей
Включение в занятия задач на логику, поиск различий, сопоставление объектов, сортировку, построение последовательностей, тренировку памяти и внимания, а также творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование), подвижных игр.
Регулярное повторение и отработка умений
Постоянное возвращение к изученному материалу с использованием различных методик для лучшего усвоения и закрепления полученных умений.
Приобщение к чтению с ранних лет
Демонстрация того, что книги могут быть источником увлекательных историй и полезных знаний, формирование положительного отношения к чтению.
Обсуждение происходящего вокруг
Обмен мнениями о текущих событиях, совместные беседы на разные темы, чтобы развивать у детей умение анализировать и выражать свои мысли.
Надеемся, вы разобрались в важности логопедии и нейропсихологии для детей, особенностях коррекции и лечения в этих направлениях. Если у вас остались вопросы, задайте их специалистам МЕДСИ. Они готовы провести комплексную диагностику и лечение, выполнить необходимый объем работ с детьми и их родителями. Все это обеспечит оптимальные условия для нормального роста и развития детей.
Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.