Логопед и нейропсихолог: в чём разница и кто нужен вашему ребёнку

Если ребенок столкнулся с проблемами в обучении (освоении навыков чтения, счета, письма), с трудностями адаптации в детском саду или школе, испытывает трудности в общении с родителями, близкими, учителями, воспитателями, сверстниками, нужно уделить ему особое внимание. К сожалению, взрослые часто не знают, к каким специалистам обратиться. Это приводит к тому, что особенности развития ребенка своевременно не корректируются. В дальнейшем все проблемы усугубляются. Что делать? Давайте разбираться. Чем отличается логопед от нейропсихолога? К какому специалисту и когда лучше обратиться?

Два разных подхода к развитию ребенка

Логопед и нейропсихолог представляют собой двух разных специалистов, однако нередко работающих совместно, чья деятельность направлена на устранение проблем, связанных с речевыми навыками и когнитивными процессами.

Логопед специализируется на исправлении речевых расстройств, тогда как нейропсихолог сосредоточен на восстановлении и развитии когнитивных функций, включая внимание, память и мышление, которые могут быть нарушены вследствие повреждений головного мозга, особенностей развития и иных факторов.

В определенных ситуациях, особенно при серьезных нарушениях развития, может быть эффективным обращение к обоим специалистам или логопеду-нейропсихологу, который объединяет в себе профессиональные компетенции и методики обоих направлений.

Таким образом, оба специалиста играют важную роль в реабилитации, а их совместная работа или совмещение функций в одном лице способны значительно повысить эффективность коррекции и восстановления.

Основные задачи логопеда

Логопед – специалист в области педагогики и дефектологии, который помогает детям и взрослым преодолевать различные речевые нарушения.

В его задачи входят:

  • Коррекция неправильного произношения звуков
  • Развитие связности и грамматического строя речи
  • Формирование плавности речи, преодоление запинок
  • Устранение задержек речи
  • Работа с нарушениями чтения и письма (дислексией и дисграфией)

Логопед рассматривает речь как сложную систему, включающую несколько взаимосвязанных уровней:

  • Звуковой (фонетический)
  • Смысловой (фонематический)
  • Словарный (лексический)
  • Грамматический (морфологический и синтаксический)
  • Уровень построения текста

Для развития каждого из этих аспектов специалист применяет разнообразные методики и упражнения, направленные на улучшение речевых навыков у пациентов.

Чем занимается нейропсихолог

Это специалист в таких направлениях, как психология и дефектология. Он исследует психические процессы (включая речевую деятельность), связанные с функционированием головного мозга и всей нервной системы.

Основная цель работы нейропсихолога заключается в установлении взаимосвязи между деятельностью мозга, психическими проявлениями и особенностями развития ребенка. Специалист выявляет возможные повреждения мозговых структур или специфическое развитие, приводящие к нарушениям речи, и других психических функций.

В своей практике профессионал использует комплекс диагностических методик, включающих специальные тесты и задания, направленные на оценку различных аспектов психической деятельности.

Среди таких аспектов выделяют:

  • Способность концентрировать и переключать внимание
  • Память
  • Речевые навыки
  • Мышление
  • Двигательные способности
  • Уровень эмоциональности
  • Особенности характера

Анализируя результаты обследования, специалист определяет, какие именно участки мозга функционируют с отклонениями, что позволяет точнее понять природу возникающих проблем и пути коррекции.

Как понять, к кому обратиться?

К логопеду, если вас беспокоят:

  • Некачественное звукопроизношение, сокращение слоговой структуры слов
  • Ошибки в грамматическом оформлении фраз
  • Трудности с составлением рассказов и пересказов
  • Подозрение на заикание
  • Систематические ошибки на письме и во время чтения

Важно понимать, что любой логопед – это специалист с высшим дефектологическим образованием, который занимается коррекцией и развитием речевых навыков.

В его профессиональную компетенцию входит применение специализированных методик для постановки звуков, развития артикуляционного аппарата, формирования навыков родного языка и грамотного использования речи, а также коррекции заикания.

Во время диагностического обследования логопед проводит тщательную оценку состояния устной речи, анализирует уровень сформированности навыков чтения и письма, чтобы выявить возможные отклонения и разработать индивидуальную программу коррекции и лечения.

К нейропсихологу, если у ребенка имеются следующие проблемы:

  • Трудности с концентрацией внимания
  • Повышенная утомляемость при выполнении заданий
  • Трудности с ориентацией на листе бумаги и в пространстве
  • Невозможность понимать схемы и рисунки
  • Трудности с запоминанием, организацией времени и деятельности
  • Проблемы в выстраивании действий по шагам

Важно учитывать, что нейропсихолог представляет собой специалиста в области клинической психологии, который углубленно изучает нейропсихологию. Этот профессионал обладает знаниями о функционировании головного мозга и связанных с ним психических процессов. В его задачи входят формирование и развитие тех когнитивных функций, которые недостаточно сформированы, а также укрепление базовых навыков, необходимых для обучения, таких как:

  • Письмо
  • Чтение
  • Математические вычисления

Чем занимаются нейропсихологи с детьми?

Специалисты обязательно проводят первичное обследование.

Во время диагностики нейропсихолог тщательно анализирует уровень развития различных когнитивных способностей, включая внимание, мыслительные процессы, восприятие и обработку зрительно-пространственной информации, а также умение планировать, регулировать и контролировать свою деятельность.

Кроме того, в диагностический комплекс входят задания, направленные на оценку речевых навыков и способностей к счету.

Нейропсихология детей включает также коррекцию выявленных патологических состояний, развитие навыков.

Случаи, требующие совместной работы специалистов

Обращение к двум специалистам сразу позволит добиться сочетания в их работе самых эффективных методов и практик. Это обеспечивает всесторонний подход к лечению и коррекции речевых и когнитивных расстройств.

Наиболее актуальна помощь сразу двух специалистов в таких ситуациях, как:

  • Тяжелые формы речевых патологий, возникших вследствие органических поражений головного мозга
  • Нарушения, обусловленные задержкой психического или речевого развития
  • Полное отсутствие речевых и иных навыков

Важно! Следует учитывать, что не во всех ситуациях требуется совместная работа с ребенком логопеда и нейропсихолога. В ряде случаев коррекция и лечение могут быть эффективными при взаимодействии только с одним из специалистов.

Итак, мы разобрались, как работает нейропсихолог и как действует логопед. А что делают оба специалиста в команде?

Основными направлениями их совместной работы являются:

  • Диагностика речевых и когнитивных расстройств. Специалисты проводят комплексное обследование, направленное на выявление причин нарушений и их взаимовлияний, а также определяют, какие именно когнитивные функции (память, внимание, мышление) нуждаются в коррекции
  • Непосредственно коррекция речевых и когнитивных нарушений. Для детей с речевыми трудностями разрабатываются индивидуальные программы занятий, которые одновременно включают работу как над мышлением, вниманием, памятью, так и над постановкой правильной артикуляции и звукопроизношения, расширением активного и пассивного словарного запаса, а также развитием грамматического строя речи
  • Непосредственно коррекция когнитивных функций. В процессе работы используются специальные методики, направленные на улучшение памяти (зрительной, слуховой, моторной), концентрации и устойчивости внимания, зрительного и слухового восприятия, что особенно важно при сопутствующих речевых нарушениях
  • Развитие психоэмоциональной сферы. Специалисты помогают ребенку повысить уверенность в себе, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивать навыки саморегуляции и управления эмоциями, а также работают с навыками общения
  • Консультирование. Родители детей с нарушениями развития речи и других познавательных процессов получают подробные рекомендации по организации поддерживающей среды в домашних условиях и закреплению результатов, достигнутых во время коррекционных занятий

Такой комплексный подход позволяет не только корректировать имеющиеся нарушения, но и способствовать гармоничному развитию ребенка в целом.

Советы для родителей

Наверняка, вы уже поняли, зачем ребенку нейропсихолог и логопед. А как ему помогут мама с папой?

Помощь должна оказываться в нескольких направлениях сразу.

Поддержка познавательного развития

Обеспечение детей разнообразными развивающими играми, такими как головоломки, конструкторы, пазлы и настольные игры, которые стимулируют логику, память, концентрацию и мелкую моторику. Организация познавательных прогулок, посещение музеев, зоопарка, развивающих мероприятий.

Организация безопасной и комфортной среды

Необходимо создать для ребенка атмосферу, в которой он будет чувствовать себя защищенным и уверенным, сможет открыто высказывать свои идеи и эмоции, не опасаясь осуждения за возможные ошибки в освоении необходимых навыков.

Стимулирование любознательности и инициативности

Рекомендуется задавать детям наводящие вопросы, поощрять их интерес к окружающему миру, позволять экспериментировать и самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы.

Эмоциональная вовлеченность и поддержка

Важно регулярно уделять детям внимание, искренне интересоваться их делами, выслушивать с участием и проявлять понимание к переживаниям.

Формирование речи через игры

Применение артикуляционных упражнений, пальчиковых игр, заданий на различение звуков, расширение словарного запаса, ролевых игр, пересказов, заучивания стихотворений и песен для улучшения речевых способностей.

Формирование познавательных способностей

Включение в занятия задач на логику, поиск различий, сопоставление объектов, сортировку, построение последовательностей, тренировку памяти и внимания, а также творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование), подвижных игр.

Регулярное повторение и отработка умений

Постоянное возвращение к изученному материалу с использованием различных методик для лучшего усвоения и закрепления полученных умений.

Приобщение к чтению с ранних лет

Демонстрация того, что книги могут быть источником увлекательных историй и полезных знаний, формирование положительного отношения к чтению.

Обсуждение происходящего вокруг

Обмен мнениями о текущих событиях, совместные беседы на разные темы, чтобы развивать у детей умение анализировать и выражать свои мысли.

Надеемся, вы разобрались в важности логопедии и нейропсихологии для детей, особенностях коррекции и лечения в этих направлениях. Если у вас остались вопросы, задайте их специалистам МЕДСИ. Они готовы провести комплексную диагностику и лечение, выполнить необходимый объем работ с детьми и их родителями. Все это обеспечит оптимальные условия для нормального роста и развития детей.

Наши врачи
Горушкина Лилия Физули гызы

Клинический психолог

Левунина Екатерина Сергеевна

Логопед

Врач высшей квалификационной категории

Афанасьева Оксана Олеговна

Логопед

Врач первой квалификационной категории

Белова Людмила Владимировна

Медицинский психолог

Чайкина Полина Викторовна

Психолог, медицинский психолог

Исхакова Гюзель Жафяровна

Логопед

Врач первой квалификационной категории

Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу прямо сейчас:
Свяжитесь с нами
по телефону
Вам будет совершен обратный автоматический звонок, дождитесь ответа оператора.
Запишитесь
на прием online
Войти и выбрать время
Авторизуйтесь в личном кабинете и выберите удобное время для посещения клиники. Доступ к истории приемов, рекомендациям врачей и результатам анализов всегда будет у вас под рукой.
Или через
приложение
В приложении вы можете записаться в клинику, вызвать врача на дом, посмотреть свою медицинскую карту, а также купить необходимые лекарства.
Большое спасибо!

Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.

Понятно