Неврозы у детей: причины, проявления, как помочь ребёнку

В последнее время неврозы все чаще диагностируются у детей уже в раннем возрасте. Несмотря на то, что такие нарушения успешно поддаются лечению, они могут стать причиной целого ряда проблем. Давайте разбираться. Почему у ребенка невроз? Как выявить это расстройство? Как помочь ребенку?

Что такое невроз детский?

Невроз у детей, как и у взрослых, является сборным названием целой группы нервно-психических расстройств. Развивается он как реакция на психологическую травму. Лечение заболевания проводится комплексно и несколькими специалистами узких профилей: психологом, психиатром и неврологом.

Важно! Понятие включает нервные расстройства у детей, которые проявляются как эмоциональными, так и телесными нарушениями. Поэтому очень важно правильно диагностировать их, отличать от заболеваний внутренних органов со схожими признаками.

А как это сделать?

Нужно понимать, что при невротических нарушениях изменения в организме при лабораторных или инструментальных обследованиях обнаружены не будут. При этом ребенок может жаловаться на боли и дискомфорт в различных частях тела.

Основные причины развития неврозов у детей

А почему могут возникать детские неврозы?

В настоящий момент трудно определить однозначные причины, которые приводят к возникновению расстройств.

Как правило, это патологическое состояние развивается под влиянием совокупности различных факторов, которые можно разделить на несколько категорий:

  • Социально-психологические факторы. К ним относятся частые ссоры и конфликты в семье, нестандартное распределение ролей между родителями, недостаток общения ребенка со сверстниками и другие подобные обстоятельства
  • Социально-культурные факторы. В эту группу входят травля (буллинг) в детском коллективе, чрезмерно высокий темп жизни, повышенные требования к ребенку и прочие аналогичные условия
  • Социально-экономические факторы. К ним относят неблагоприятные жилищные условия, неполную семью (отсутствие одного из родителей), слишком раннее начало посещения детского дошкольного учреждения
  • Биологические факторы. В эту группу относят наследственную предрасположенность к психическим особенностям, осложнения во время родов, вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя) в период беременности, перенесенные ею заболевания, а также такие состояния, как детский церебральный паралич (ДЦП) и другие соматические заболевания
  • Истощение нервной системы. К развитию нервных расстройств могут приводить постоянное психоэмоциональное перенапряжение, чрезмерная учебная нагрузка (большое количество дополнительных занятий и репетиторов), хронический недостаток сна и другие аналогичные перегрузки

Таким образом, развитие невроза у ребенка часто обусловлено сочетанием нескольких неблагоприятных обстоятельств из разных сфер жизни.

Виды неврозов у детей и их симптомы

Фобические тревожные расстройства

Тревожно-фобические расстройства представляют собой нарушения, которые определяются боязнью определенных ситуаций, при которых ребенок испытывает приступы беспокойства, страха в ответ на раздражители, не представляющие текущей опасности. В таких случаях тревожная реакция не соответствует степени угрозы, что приводит к значительному дискомфорту и нарушению качества жизни.

Расстройства адаптации

Представляют собой эмоциональные и/или поведенческие нарушения, развивающиеся в результате трудностей адаптации к стрессовым ситуациям. Клинические проявления могут включать постоянное беспокойство, тревожность, угнетенное состояние, снижение фона настроения, потерю интереса к любимым занятиям, чувство усталости, раздражительность, плаксивость, нарушения сна. В ряде случаев данное состояние может сопровождаться проявлениями агрессии по отношению к себе и/или окружающим, вспышками ярости, жестоким обращением с животными, драками, протестными реакциями, лживостью, умышленными нарушениями общественного порядка, снижением успеваемости в школе, побегами из дома, ухудшением отношений с членами семьи и сверстниками.

Обсессивно-компульсивные расстройства

Для этого состояния характерно появление повторяющихся навязчивых мыслей и действий, имеющих, как правило, значение «защиты», способа предотвратить наступление неприятного события. Как правило, ребенка беспокоит наличие страхов или опасений, которые, в свою очередь, провоцируют навязчивые движения и повторяющиеся действия. Эти ритуалы помогают ребенку временно снизить уровень тревоги и обрести некоторое спокойствие. Обычно пациенты осознают бессмысленность своих действий, предпринимают попытки противостоять данной модели поведения. Почти всегда данные нарушения сопровождаются тревожностью.

Диссоциативные (конверсионные) расстройства

Этот вид расстройств часто характерен для детей, склонных к демонстративному поведению и стремящихся привлечь внимание окружающих. Симптомы часто соответствуют представлению пациента о том, как проявляется то или иное заболевание, при этом медицинские обследования не выявляют нарушений. У детей дошкольного возраста чаще наблюдаются физиологические симптомы, такие как недержание мочи или кала. У более старших детей может возникать мутизм – временная потеря речи в определенных стрессовых ситуациях. Также дети могут предъявлять жалобы на боли в разных частях тела, потерю чувствительности, онемение. Нередко случаются «припадки» с яркими эмоциональными проявлениями, криками, падениями.

Соматоформные расстройства

Для данного вида нарушений характерно предъявление стойких жалоб на физическое недомогание в сочетании с повторными требованиями медицинских обследований. Несмотря на то, что в результате диагностики соматической патологии не выявляется, пациенты остаются озабоченными состоянием своего здоровья, переживают о наличии у них какого-либо заболевания. Данное состояние сопровождается проявлениями тревожности и зачастую депрессивной симптоматикой.

Энурез, заикание, тики, привычка грызть ногти как невротические проявления

Энурез (непроизвольное мочеиспускание во сне), заикание, тики, онихофагия (грызение ногтей) также могут быть проявлениями невротических расстройств у детей. Эти симптомы часто возникают на фоне эмоционального напряжения, стресса или внутренних переживаний, отражая нарушения в работе нервной системы. Каждое из этих состояний требует внимательного подхода и комплексной коррекции, включающей как психологическую, так и, при необходимости, медицинскую помощь.

Когда стоит обратиться к врачу?

К специалистам следует обратиться сразу же, как только вы заметите любые симптомы невроза у детей. Важно понимать, что проявления заболеваний в детском возрасте тесно связаны между собой и в то же время обладают определенными особенностями, отличающими их от симптомов, наблюдаемых у взрослых.

Среди наиболее распространенных признаков можно выделить следующие:

  • Нарушения сна, включая трудности с засыпанием и беспокойный сон
  • Чувство тревоги или беспричинного беспокойства
  • Эпизодическое учащенное сердцебиение, иногда сопровождающееся ощущением нехватки воздуха, головокружением, потливостью, дрожью в теле
  • Плаксивость, раздражительность
  • Резкие и немотивированные перепады настроения
  • Снижение успеваемости в школе
  • Выраженная утомляемость даже при незначительных нагрузках, которой ранее не наблюдалось
  • Жалобы на недомогание, головные боли, боли в животе, незначительные нестойкие подъемы температуры, диарею/запоры, которые то появляются, то исчезают, часто бывают связаны со значимыми для ребенка событиями. При этом медицинские обследования не выявляют отклонений

Чаще всего родители обращают внимание на такие симптомы, как:

  • Необоснованные страхи и повышенная пугливость
  • Истерические реакции с бурными эмоциональными проявлениями
  • Заикание, тики, грызение ногтей, недержание мочи во время сна (энурез)
  • Различные формы нарушений сна

Эти признаки могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и индивидуальных особенностей его нервной системы.

Современные подходы к лечению

Лечение невроза у детей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и проявлений заболевания.

Консервативное лечение

Основная цель консервативной терапии – нормализация физического и психоэмоционального состояния, а также устранение конкретных симптомов.

В зависимости от клинической картины врач может назначить следующие препараты:

  • Транквилизаторы
  • Нейролептики
  • Антидепрессанты
  • Ноотропные препараты

Родителям важно строго соблюдать режим дня, обеспечивая ребенку правильное чередование активности и отдыха, а также сбалансированное питание, богатое витаминами. В некоторых случаях по медицинским показаниям дети могут быть временно освобождены от школьных занятий.

Психотерапия

Психотерапевтические методы занимают центральное место в лечении детских нарушений.

В зависимости от ситуации применяются следующие подходы:

  • Игровая терапия
  • Песочная терапия
  • Групповая психотерапия, включая МИМ-театр или тренинги личностного роста для подростков
  • Игры с водой
  • Психологические техники, направленные на осознание и проработку эмоций
  • Семейная терапия

Игровая терапия помогает выявить скрытые проблемы. В игровой форме специалист корректирует поведение ребенка в типичных ситуациях. Психолог учит тому, как реагировать на агрессию сверстников, справляться с обидой, избегать конфликтов и других сложных моментов.

Песочная терапия дает возможность создать собственный мир, визуализируя детские страхи и тревоги, что способствует снижению эмоциональной нагрузки.

Групповые методики особенно полезны для детей с различными поведенческими и эмоциональными трудностями. Под руководством психолога малыши и подростки учатся понимать свое место в социальной среде и взаимодействовать с окружающими. МИМ-театр помогает замкнутым или гиперактивным детям улучшить коммуникативные навыки, а тренинги личностного роста способствуют осознанию своих сильных и слабых сторон, а также развитию целеустремленности.

Игры с водой и другие психологические техники направлены на снятие стресса. Эти методы учат справляться с тревожными переживаниями через творчество, наблюдение за природными стихиями или создание символических объектов: например, «медальона любви», который заряжается положительными эмоциями во время объятий с родителями.

Семейная терапия нацелена на выстраивание гармоничных, доверительных отношений между детьми и родителями, основанных на взаимопонимании и компромиссе.

Физиотерапия

Физиотерапевтические методы применяются в качестве дополнительного лечения, позволяя уменьшить медикаментозную нагрузку.

Наиболее эффективными считаются:

  • Лечебная физкультура (ЛФК)
  • Электрофорез с седативными препаратами
  • Водные процедуры
  • Расслабляющий массаж

Что делать родителям?

Неврозы являются обратимыми детскими психическими нарушениями. Это значит, что при правильном подходе и создании благоприятных условий в семье и детском учебном заведении все проявления заболевания могут быть полностью устранены.

Наилучшей профилактикой у детей считается атмосфера любви и взаимопонимания между родителями в полной семье. Когда отношения в семье гармоничны, дети гораздо реже страдают от заболеваний нервной системы. Любые трудности и стрессовые ситуации, возникающие вне дома, смягчаются в комфортной и поддерживающей семейной обстановке.

Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, нуждаются в психологической поддержке. Современная психология предлагает множество эффективных методов, способных компенсировать возникающие трудности и помочь ребенку адаптироваться.

Надеемся, что вы разобрались в том, почему могут возникать заболевания нервной системы у детей, как они проявляются, что делать при появлении таких признаков. Если у вас остались вопросы, задайте их специалистам МЕДСИ. Врачи не только расскажут о неврозах, но и помогут справиться с подобными заболеваниями. В своей работе специалисты используют современные методы и техники. Это позволяет преодолеть все проблемы, устранить сопутствующие патологические состояния, которые способны возникать на фоне постоянных стрессов и эмоциональных перегрузок.

Наши врачи
Можгинский Юрий Борисович

Врач-психиатр

Доктор медицинских наук, врач высшей квалификационной категории, профессор

Демидович Татьяна Васильевна

Врач-психиатр

Врач высшей квалификационной категории

Сазонова Евгения Львовна

Психолог, врач-психиатр

Поздняков Сергей Сергеевич

Врач-психиатр детский, руководитель центра-врач-психиатр

Врач высшей квалификационной категории

Вирт Кристина Олеговна

Врач психиатр, врач-психотерапевт

Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу прямо сейчас:
Свяжитесь с нами
по телефону
Вам будет совершен обратный автоматический звонок, дождитесь ответа оператора.
Запишитесь
на прием online
Войти и выбрать время
Авторизуйтесь в личном кабинете и выберите удобное время для посещения клиники. Доступ к истории приемов, рекомендациям врачей и результатам анализов всегда будет у вас под рукой.
Или через
приложение
В приложении вы можете записаться в клинику, вызвать врача на дом, посмотреть свою медицинскую карту, а также купить необходимые лекарства.
Большое спасибо!

Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.

Понятно