В последнее время неврозы все чаще диагностируются у детей уже в раннем возрасте. Несмотря на то, что такие нарушения успешно поддаются лечению, они могут стать причиной целого ряда проблем. Давайте разбираться. Почему у ребенка невроз? Как выявить это расстройство? Как помочь ребенку?
Невроз у детей, как и у взрослых, является сборным названием целой группы нервно-психических расстройств. Развивается он как реакция на психологическую травму. Лечение заболевания проводится комплексно и несколькими специалистами узких профилей: психологом, психиатром и неврологом.
Важно! Понятие включает нервные расстройства у детей, которые проявляются как эмоциональными, так и телесными нарушениями. Поэтому очень важно правильно диагностировать их, отличать от заболеваний внутренних органов со схожими признаками.
А как это сделать?
Нужно понимать, что при невротических нарушениях изменения в организме при лабораторных или инструментальных обследованиях обнаружены не будут. При этом ребенок может жаловаться на боли и дискомфорт в различных частях тела.
А почему могут возникать детские неврозы?
В настоящий момент трудно определить однозначные причины, которые приводят к возникновению расстройств.
Как правило, это патологическое состояние развивается под влиянием совокупности различных факторов, которые можно разделить на несколько категорий:
Таким образом, развитие невроза у ребенка часто обусловлено сочетанием нескольких неблагоприятных обстоятельств из разных сфер жизни.
Тревожно-фобические расстройства представляют собой нарушения, которые определяются боязнью определенных ситуаций, при которых ребенок испытывает приступы беспокойства, страха в ответ на раздражители, не представляющие текущей опасности. В таких случаях тревожная реакция не соответствует степени угрозы, что приводит к значительному дискомфорту и нарушению качества жизни.
Представляют собой эмоциональные и/или поведенческие нарушения, развивающиеся в результате трудностей адаптации к стрессовым ситуациям. Клинические проявления могут включать постоянное беспокойство, тревожность, угнетенное состояние, снижение фона настроения, потерю интереса к любимым занятиям, чувство усталости, раздражительность, плаксивость, нарушения сна. В ряде случаев данное состояние может сопровождаться проявлениями агрессии по отношению к себе и/или окружающим, вспышками ярости, жестоким обращением с животными, драками, протестными реакциями, лживостью, умышленными нарушениями общественного порядка, снижением успеваемости в школе, побегами из дома, ухудшением отношений с членами семьи и сверстниками.
Для этого состояния характерно появление повторяющихся навязчивых мыслей и действий, имеющих, как правило, значение «защиты», способа предотвратить наступление неприятного события. Как правило, ребенка беспокоит наличие страхов или опасений, которые, в свою очередь, провоцируют навязчивые движения и повторяющиеся действия. Эти ритуалы помогают ребенку временно снизить уровень тревоги и обрести некоторое спокойствие. Обычно пациенты осознают бессмысленность своих действий, предпринимают попытки противостоять данной модели поведения. Почти всегда данные нарушения сопровождаются тревожностью.
Этот вид расстройств часто характерен для детей, склонных к демонстративному поведению и стремящихся привлечь внимание окружающих. Симптомы часто соответствуют представлению пациента о том, как проявляется то или иное заболевание, при этом медицинские обследования не выявляют нарушений. У детей дошкольного возраста чаще наблюдаются физиологические симптомы, такие как недержание мочи или кала. У более старших детей может возникать мутизм – временная потеря речи в определенных стрессовых ситуациях. Также дети могут предъявлять жалобы на боли в разных частях тела, потерю чувствительности, онемение. Нередко случаются «припадки» с яркими эмоциональными проявлениями, криками, падениями.
Для данного вида нарушений характерно предъявление стойких жалоб на физическое недомогание в сочетании с повторными требованиями медицинских обследований. Несмотря на то, что в результате диагностики соматической патологии не выявляется, пациенты остаются озабоченными состоянием своего здоровья, переживают о наличии у них какого-либо заболевания. Данное состояние сопровождается проявлениями тревожности и зачастую депрессивной симптоматикой.
Энурез (непроизвольное мочеиспускание во сне), заикание, тики, онихофагия (грызение ногтей) также могут быть проявлениями невротических расстройств у детей. Эти симптомы часто возникают на фоне эмоционального напряжения, стресса или внутренних переживаний, отражая нарушения в работе нервной системы. Каждое из этих состояний требует внимательного подхода и комплексной коррекции, включающей как психологическую, так и, при необходимости, медицинскую помощь.
К специалистам следует обратиться сразу же, как только вы заметите любые симптомы невроза у детей. Важно понимать, что проявления заболеваний в детском возрасте тесно связаны между собой и в то же время обладают определенными особенностями, отличающими их от симптомов, наблюдаемых у взрослых.
Среди наиболее распространенных признаков можно выделить следующие:
Чаще всего родители обращают внимание на такие симптомы, как:
Эти признаки могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и индивидуальных особенностей его нервной системы.
Лечение невроза у детей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и проявлений заболевания.
Консервативное лечение
Основная цель консервативной терапии – нормализация физического и психоэмоционального состояния, а также устранение конкретных симптомов.
В зависимости от клинической картины врач может назначить следующие препараты:
Родителям важно строго соблюдать режим дня, обеспечивая ребенку правильное чередование активности и отдыха, а также сбалансированное питание, богатое витаминами. В некоторых случаях по медицинским показаниям дети могут быть временно освобождены от школьных занятий.
Психотерапия
Психотерапевтические методы занимают центральное место в лечении детских нарушений.
В зависимости от ситуации применяются следующие подходы:
Игровая терапия помогает выявить скрытые проблемы. В игровой форме специалист корректирует поведение ребенка в типичных ситуациях. Психолог учит тому, как реагировать на агрессию сверстников, справляться с обидой, избегать конфликтов и других сложных моментов.
Песочная терапия дает возможность создать собственный мир, визуализируя детские страхи и тревоги, что способствует снижению эмоциональной нагрузки.
Групповые методики особенно полезны для детей с различными поведенческими и эмоциональными трудностями. Под руководством психолога малыши и подростки учатся понимать свое место в социальной среде и взаимодействовать с окружающими. МИМ-театр помогает замкнутым или гиперактивным детям улучшить коммуникативные навыки, а тренинги личностного роста способствуют осознанию своих сильных и слабых сторон, а также развитию целеустремленности.
Игры с водой и другие психологические техники направлены на снятие стресса. Эти методы учат справляться с тревожными переживаниями через творчество, наблюдение за природными стихиями или создание символических объектов: например, «медальона любви», который заряжается положительными эмоциями во время объятий с родителями.
Семейная терапия нацелена на выстраивание гармоничных, доверительных отношений между детьми и родителями, основанных на взаимопонимании и компромиссе.
Физиотерапия
Физиотерапевтические методы применяются в качестве дополнительного лечения, позволяя уменьшить медикаментозную нагрузку.
Наиболее эффективными считаются:
Неврозы являются обратимыми детскими психическими нарушениями. Это значит, что при правильном подходе и создании благоприятных условий в семье и детском учебном заведении все проявления заболевания могут быть полностью устранены.
Наилучшей профилактикой у детей считается атмосфера любви и взаимопонимания между родителями в полной семье. Когда отношения в семье гармоничны, дети гораздо реже страдают от заболеваний нервной системы. Любые трудности и стрессовые ситуации, возникающие вне дома, смягчаются в комфортной и поддерживающей семейной обстановке.
Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, нуждаются в психологической поддержке. Современная психология предлагает множество эффективных методов, способных компенсировать возникающие трудности и помочь ребенку адаптироваться.
Надеемся, что вы разобрались в том, почему могут возникать заболевания нервной системы у детей, как они проявляются, что делать при появлении таких признаков. Если у вас остались вопросы, задайте их специалистам МЕДСИ. Врачи не только расскажут о неврозах, но и помогут справиться с подобными заболеваниями. В своей работе специалисты используют современные методы и техники. Это позволяет преодолеть все проблемы, устранить сопутствующие патологические состояния, которые способны возникать на фоне постоянных стрессов и эмоциональных перегрузок.
Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.