Задержка речевого развития (ЗРР) сегодня диагностируется у примерно 10% детей. Обычно от такого нарушения страдают мальчики. Причиной такой задержки могут быть как социальные, так и биологические факторы. Все они приводят к тому, что ребенок осваивает речь позднее, чем его сверстники. Давайте разбираться, когда обратиться с проблемой задержки к логопеду и чем поможет специалист.
Задержка речевого развития (ЗРР) у детей представляет собой более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью. У детей с данным нарушением наблюдается замедление темпа развития речи, при котором уровень владения средствами общения ниже возрастной нормы. Данный диагноз может быть поставлен до 3 лет, если ребенок в возрасте 1–1,5 года не начал говорить первые слова, в 2 года отсутствуют элементарные фразы из двух слов, а к 3 годам у него не появляется способность к построению связных высказываний.
Диагностика степени выраженности нарушений и их коррекция у детей различных возрастных групп проводится совместными усилиями специалистов: детских неврологов, логопедов, дефектологов и медицинских психологов при активном участии педагогов и родителей. ЗРР – это понятие, которое находится на пересечении детской неврологии и логопедии.
Важно понимать, что при данной патологии отмечается отставание в формировании всех речевых компонентов. При ЗРР наблюдаются следующие симптомы:
Важно! Данная патология также замедляет естественное психическое формирование ребенка. Поэтому в некоторых случаях, когда задержка речи влияет на созревание других познавательных функций, в медицинской практике используется термин ЗПРР (задержка психоречевого развития). Он подчеркивает комплексный характер патологии: происходит задержка речи у ребенка и психического развития.
Ребенок по мере взросления последовательно проходит через различные этапы речевого становления, которые тесно связаны с его возрастом. Первым проявлением голосовой активности является крик, который можно услышать уже в первую минуту после появления крохи на свет.
На протяжении первого года жизни младенец переживает так называемый подготовительный (доречевой) этап, который включает в себя несколько важных стадий:
К первому году жизни здоровый малыш, как правило, способен произносить около 10 простых слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дядя», и при этом хорошо понимает обращенные к нему слова и фразы. Хотя кроха еще не может назвать предметы, он уже в состоянии показать или принести знакомые вещи, например мяч, ложку или чашку, если его об этом попросить.
Примерно в полтора года или ближе к 1 году и 8 месяцам происходит резкое увеличение используемых слов, которые до этого находились в пассивном словарном запасе (то есть ребенок понимал их значение, но не произносил). Это явление известно как «лексический взрыв».
Темпы формирования активной речи могут различаться у разных детей, однако существуют четкие ориентиры, позволяющие оценить нормы. Кроме уже перечисленных выше, в возрасте полутора лет должен быть сформирован указательный жест пальцем , а также должно присутствовать полное понимание обращенных к малышу слов.
В возрасте трех лет у ребенка уже должны быть развиты навыки, позволяющие ему строить простые, но осмысленные предложения. Например, малыш может говорить «мы идем в магазин» или «я хочу куклу», а также другие подобные фразы. Это свидетельствует о том, что его навыки соответствуют возрастным нормам и он способен выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Возраст трех лет часто называют «возрастом почемучек» из-за возросшей потребности ребенка задавать вопросы взрослым. На этом же этапе у малыша в норме формируется словарный запас, который включает в себя от 500 до 800 слов.
К четырем годам объем словарного запаса увеличивается, количество слов, которые знает и использует ребенок, достигает 1000–1500. К пяти годам фразы ребенка должны быть развернутые и оформленные без грамматических ошибок. Ребенок правильно пользуется родовыми окончаниями слов, предлогами, легко согласует слова между собой в предложении, способен рассказать небольшой сюжет и поделиться событиями прошедшего дня.
Причины задержки у детей делятся на две основные категории: медицинские (органические) и социальные.
Органические причины
Медицинские факторы включают различные нарушения, которые воздействуют на головной мозг в утробе матери или в раннем детстве.
К этой группе относятся:
Кроме того, отставание в речевом развитии может быть вызвано анатомическими дефектами, затрудняющими работу артикуляционного аппарата, такими как:
Социальные причины
Социальные факторы включают педагогическую запущенность, недостаток общения в семье, а также проживание в иноязычной среде.
Рассмотрим эти причины отставания в речевом развитии подробнее.
Педагогическая запущенность возникает, когда малыш лишен достаточного внимания со стороны взрослых, с ним не занимаются, а семейные взаимодействия носят поверхностный и формальный характер. Такие дети часто относятся к категории «трудных» и могут демонстрировать поведенческие нарушения.
Недостаток семейного общения проявляется в отсутствии полноценного взаимодействия между членами семьи. В таких домах не обсуждаются важные вопросы, не соблюдаются семейные традиции, нет совместных праздников. Люди живут вместе, но не выстраивают эмоциональной близости и практически не общаются.
Переезд в другую страну в раннем возрасте и двуязычие также могут приводить к задержкам развития речи.
Еще одним фактором может быть неопределенность ведущей руки (праворукость, леворукость или амбидекстрия), что связано с доминированием одного из полушарий мозга.
Также негативное влияние оказывает гиперопека. Когда все желания малыша предугадываются и мгновенно исполняются, у него пропадает необходимость говорить, что тормозит формирование ценных навыков.
Первые симптомы проблем с речью у ребенка обычно замечают родители или близкие родственники.
Консультация со специалистом рекомендуется в тех случаях, если малыш:
Важно! Указанные возрастные границы являются условными, так как развитие каждого малыша индивидуально. Некоторые дети могут слегка отставать от сверстников. Однако даже при малейших подозрениях на задержку важно своевременно проконсультироваться с логопедом, чтобы исключить возможные особенности и патологии или начать коррекционную работу.
Логопед – специалист по коррекции речевых нарушений. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка логопед использует различные направления и методы коррекции речи.
Специально организованные занятия составляют фундамент реабилитационных мероприятий при данном нарушении. Профессионал разрабатывает персональный план коррекционных занятий, основной целью которых являются формирование и совершенствование речевых умений.
Логопед применяет разнообразные методы логопедической помощи:
Логопед использует специализированные методики и игры, разработанные для детей с речевыми нарушениями (логопедические лото, конструкторы, сортировки, муляжи).
Важно! Лечение задержки речевого развития у детей невозможно без участия других специалистов узких профилей. Сопровождение невролога, а в ряде случаев и психолога, необходимо в преодолении нарушений речи. Только комплексный подход к решению проблемы позволяет эффективно и всесторонне организовать коррекционный процесс, в котором должны принимать участие и родители.
Крайне необходимо формировать вокруг малыша комфортную и стимулирующую среду: четко и внятно проговаривать названия всех предметов и действий, которые попадают в поле зрения ребенка, поддерживать любые его попытки заговорить и искусственно создавать ситуации, требующие речевой активности.
Стоит включить в распорядок дня чтение сказок ребенку. Читая книгу, родителям необходимо пользоваться различными интонациями, выделять значимые моменты голосом, параллельно рассматривая вместе с малышом иллюстрации сказки.
Следует осознавать, что ЗПРР корректируется исключительно при обязательном участии всех членов семьи. Если родители соблюдают необходимые рекомендации, а другие родственники (например, бабушка) продолжают предугадывать желания малыша, положительного эффекта при устранении его патологической особенности достичь не удастся. Каждый взрослый должен осознавать свою ответственность и последовательно выполнять все предписания, чтобы обеспечить успешное развитие ребенка.
Важно понимать и то, насколько важна профилактика задержки речевого развития (ЗРР). Она представляет собой систему мер, направленных на минимизацию рисков возникновения подобных нарушений. Эти меры применяются на всех этапах: от планирования беременности и внутриутробного развития до постнатального периода.
Проблемы с речью у ребенка зачастую можно предотвратить.
Для этого нужно следовать ряду рекомендаций, разработанных специалистами.
К основным относят:
Важно учитывать, что все дети с задержкой (речевой) развития индивидуальны, как и остальные. Их особенности не всегда четко коррелируются с определенными вариантами нормы. Однако если у родителей возникают сомнения относительно речевых навыков малыша, лучше без промедления обратиться к специалистам для консультации и получения профессиональных рекомендаций.
Надеемся, вы разобрались в том, что делать, если у вашего малыша речь не развита так, как должна быть в определенном возрасте. Если у вас остались вопросы, задайте их специалистам МЕДСИ. Они не только расскажут об особенностях патологического состояния, но и помогут в его коррекции с применением современных способов и методов.
Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.