Задержка речевого развития: когда стоит обращаться к логопеду?

Задержка речевого развития (ЗРР) сегодня диагностируется у примерно 10% детей. Обычно от такого нарушения страдают мальчики. Причиной такой задержки могут быть как социальные, так и биологические факторы. Все они приводят к тому, что ребенок осваивает речь позднее, чем его сверстники. Давайте разбираться, когда обратиться с проблемой задержки к логопеду и чем поможет специалист.

Что считается ЗРР?

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей представляет собой более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью. У детей с данным нарушением наблюдается замедление темпа развития речи, при котором уровень владения средствами общения ниже возрастной нормы. Данный диагноз может быть поставлен до 3 лет, если ребенок в возрасте 1–1,5 года не начал говорить первые слова, в 2 года отсутствуют элементарные фразы из двух слов, а к 3 годам у него не появляется способность к построению связных высказываний.

Диагностика степени выраженности нарушений и их коррекция у детей различных возрастных групп проводится совместными усилиями специалистов: детских неврологов, логопедов, дефектологов и медицинских психологов при активном участии педагогов и родителей. ЗРР – это понятие, которое находится на пересечении детской неврологии и логопедии.

Важно понимать, что при данной патологии отмечается отставание в формировании всех речевых компонентов. При ЗРР наблюдаются следующие симптомы:

  • Звукопроизношение ребенка соответствует более раннему возрасту
  • Активный и пассивный словарный запас ребенка меньше по объему, чем у сверстников того же возраста
  • Грамматическое оформление речи со значительными ошибками либо совсем отсутствует (ребенок игнорирует изменения слов по падежам и числам, не пользуется предлогами)
  • Отсутствуют связные высказывания, с помощью которых ребенок оформляет просьбы, вопросы, делится увиденным

Важно! Данная патология также замедляет естественное психическое формирование ребенка. Поэтому в некоторых случаях, когда задержка речи влияет на созревание других познавательных функций, в медицинской практике используется термин ЗПРР (задержка психоречевого развития). Он подчеркивает комплексный характер патологии: происходит задержка речи у ребенка и психического развития.

Возрастные нормы

1–2 года

Ребенок по мере взросления последовательно проходит через различные этапы речевого становления, которые тесно связаны с его возрастом. Первым проявлением голосовой активности является крик, который можно услышать уже в первую минуту после появления крохи на свет.

На протяжении первого года жизни младенец переживает так называемый подготовительный (доречевой) этап, который включает в себя несколько важных стадий:

  • Гуление – наблюдается в возрасте от 1,5 до 2 месяцев
  • Лепет – начинается примерно в 4–5 месяцев
  • Лепетные слова – появляются в период с 7,5 до 8 месяцев
  • Первые осознанные слова – девочки обычно произносят их в 9–10 месяцев, а мальчики ближе к 11 месяцам или году

К первому году жизни здоровый малыш, как правило, способен произносить около 10 простых слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дядя», и при этом хорошо понимает обращенные к нему слова и фразы. Хотя кроха еще не может назвать предметы, он уже в состоянии показать или принести знакомые вещи, например мяч, ложку или чашку, если его об этом попросить.

Примерно в полтора года или ближе к 1 году и 8 месяцам происходит резкое увеличение используемых слов, которые до этого находились в пассивном словарном запасе (то есть ребенок понимал их значение, но не произносил). Это явление известно как «лексический взрыв».

Темпы формирования активной речи могут различаться у разных детей, однако существуют четкие ориентиры, позволяющие оценить нормы. Кроме уже перечисленных выше, в возрасте полутора лет должен быть сформирован указательный жест пальцем , а также должно присутствовать полное понимание обращенных к малышу слов.

3 года

В возрасте трех лет у ребенка уже должны быть развиты навыки, позволяющие ему строить простые, но осмысленные предложения. Например, малыш может говорить «мы идем в магазин» или «я хочу куклу», а также другие подобные фразы. Это свидетельствует о том, что его навыки соответствуют возрастным нормам и он способен выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Возраст трех лет часто называют «возрастом почемучек» из-за возросшей потребности ребенка задавать вопросы взрослым. На этом же этапе у малыша в норме формируется словарный запас, который включает в себя от 500 до 800 слов.

4–5 лет

К четырем годам объем словарного запаса увеличивается, количество слов, которые знает и использует ребенок, достигает 1000–1500. К пяти годам фразы ребенка должны быть развернутые и оформленные без грамматических ошибок. Ребенок правильно пользуется родовыми окончаниями слов, предлогами, легко согласует слова между собой в предложении, способен рассказать небольшой сюжет и поделиться событиями прошедшего дня.

Почему возникает речевая задержка у ребенка?

Причины задержки у детей делятся на две основные категории: медицинские (органические) и социальные.

Органические причины

Медицинские факторы включают различные нарушения, которые воздействуют на головной мозг в утробе матери или в раннем детстве.

К этой группе относятся:

  • Последствия внутриутробной гипоксии, осложненных родов, асфиксии, инфекционных заболеваний, гипотрофии или недоношенности
  • Тяжелые и/или хронические болезни, инфекционные поражения центральной нервной системы (например, менингит или энцефалит)
  • Наследственная предрасположенность: если один из родителей начал говорить поздно, высока вероятность, что у малыша проявится та же особенность
  • Нарушения слуха: поскольку способность говорить формируется через подражание, снижение слухового восприятия создает серьезное препятствие для формирования навыков говорения

Кроме того, отставание в речевом развитии может быть вызвано анатомическими дефектами, затрудняющими работу артикуляционного аппарата, такими как:

  • Расщелина верхней губы («заячья губа»)
  • Расщелина неба («волчья пасть»)
  • Недоразвитие нижней челюсти и др.

Социальные причины

Социальные факторы включают педагогическую запущенность, недостаток общения в семье, а также проживание в иноязычной среде.

Рассмотрим эти причины отставания в речевом развитии подробнее.

Педагогическая запущенность возникает, когда малыш лишен достаточного внимания со стороны взрослых, с ним не занимаются, а семейные взаимодействия носят поверхностный и формальный характер. Такие дети часто относятся к категории «трудных» и могут демонстрировать поведенческие нарушения.

Недостаток семейного общения проявляется в отсутствии полноценного взаимодействия между членами семьи. В таких домах не обсуждаются важные вопросы, не соблюдаются семейные традиции, нет совместных праздников. Люди живут вместе, но не выстраивают эмоциональной близости и практически не общаются.

Переезд в другую страну в раннем возрасте и двуязычие также могут приводить к задержкам развития речи.

Еще одним фактором может быть неопределенность ведущей руки (праворукость, леворукость или амбидекстрия), что связано с доминированием одного из полушарий мозга.

Также негативное влияние оказывает гиперопека. Когда все желания малыша предугадываются и мгновенно исполняются, у него пропадает необходимость говорить, что тормозит формирование ценных навыков.

Когда нужно обратиться к логопеду?

Первые симптомы проблем с речью у ребенка обычно замечают родители или близкие родственники.

Консультация со специалистом рекомендуется в тех случаях, если малыш:

  • На протяжении первого года жизни не издает звуков или ограничивается односложными, монотонными звуками
  • Не реагирует на слова и фразы, обращенные к нему, в возрасте одного года
  • В полтора года практически не пытается повторить слова, которые слышит от взрослых
  • В возрасте от полутора до двух лет не может указать на предмет, названный родителем или другим человеком
  • К двум годам не произносит ни одного осмысленного слова
  • В 2,5–3 года не составляет простейшие фразы, такие как «дай яблоко» или «хочу пить»
  • В три года повторяет заученные фразы из мультфильмов или книг, но не использует собственную осознанную речь
  • Предпочитает объясняться жестами и мимикой вместо слов

Важно! Указанные возрастные границы являются условными, так как развитие каждого малыша индивидуально. Некоторые дети могут слегка отставать от сверстников. Однако даже при малейших подозрениях на задержку важно своевременно проконсультироваться с логопедом, чтобы исключить возможные особенности и патологии или начать коррекционную работу.

Что делает логопед?

Логопед – специалист по коррекции речевых нарушений. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка логопед использует различные направления и методы коррекции речи.

Специально организованные занятия составляют фундамент реабилитационных мероприятий при данном нарушении. Профессионал разрабатывает персональный план коррекционных занятий, основной целью которых являются формирование и совершенствование речевых умений.

Логопед применяет разнообразные методы логопедической помощи:

  • Практические (специальные упражнения, игровые техники)
  • Словесные (рассказы, чтение, построение фраз)
  • Наглядные (опора на обучающие карточки, символы, макеты, показ по образцу)

Логопед использует специализированные методики и игры, разработанные для детей с речевыми нарушениями (логопедические лото, конструкторы, сортировки, муляжи).

Важно! Лечение задержки речевого развития у детей невозможно без участия других специалистов узких профилей. Сопровождение невролога, а в ряде случаев и психолога, необходимо в преодолении нарушений речи. Только комплексный подход к решению проблемы позволяет эффективно и всесторонне организовать коррекционный процесс, в котором должны принимать участие и родители.

Советы родителям

Крайне необходимо формировать вокруг малыша комфортную и стимулирующую среду: четко и внятно проговаривать названия всех предметов и действий, которые попадают в поле зрения ребенка, поддерживать любые его попытки заговорить и искусственно создавать ситуации, требующие речевой активности.

Стоит включить в распорядок дня чтение сказок ребенку. Читая книгу, родителям необходимо пользоваться различными интонациями, выделять значимые моменты голосом, параллельно рассматривая вместе с малышом иллюстрации сказки.

Следует осознавать, что ЗПРР корректируется исключительно при обязательном участии всех членов семьи. Если родители соблюдают необходимые рекомендации, а другие родственники (например, бабушка) продолжают предугадывать желания малыша, положительного эффекта при устранении его патологической особенности достичь не удастся. Каждый взрослый должен осознавать свою ответственность и последовательно выполнять все предписания, чтобы обеспечить успешное развитие ребенка.

Важно понимать и то, насколько важна профилактика задержки речевого развития (ЗРР). Она представляет собой систему мер, направленных на минимизацию рисков возникновения подобных нарушений. Эти меры применяются на всех этапах: от планирования беременности и внутриутробного развития до постнатального периода.

Проблемы с речью у ребенка зачастую можно предотвратить.

Для этого нужно следовать ряду рекомендаций, разработанных специалистами.

К основным относят:

  • Медико-генетическое консультирование для оценки возможных наследственных рисков на этапе планирования беременности. Женщине необходимо придерживаться здорового образа жизни, включая сбалансированное питание, а также исключить вредные привычки (курение, алкоголь), способные негативно повлиять на формирование плода
  • Регулярное наблюдение у акушера-гинеколога во время беременности для своевременного выявления и коррекции возможных осложнений. Необходимо предотвращать инфекционные заболевания (особенно TORCH-инфекции) с помощью вакцинации, соблюдения гигиены и ограничения контактов с больными. Также следует избегать стрессовых ситуаций и эмоциональных потрясений, которые могут нарушить нормальное развитие плода
  • Квалифицированное медицинское сопровождение в процессе родов. Это поможет минимизировать риск родовых травм и гипоксии
  • Своевременную диагностику и лечение неонатальных патологий (инфекций различных типов), которые могут повлиять на нервно-психическое формирование малыша
  • Активное общение с крохой с первых же дней его жизни. Нужно постоянно общаться с малышом, используя полноценные слова и фразы, даже если он еще не понимает их. Чтение книг, рассказывание сказок, пение способствуют формированию слухового восприятия и расширению пассивного словарного запаса
  • Ограничение времени, проводимого малышом перед телевизором или с гаджетами, так как это тормозит развитие (в том числе речевое)
  • Предоставление малышу достаточного разнообразия развивающих игрушек
  • Физическую активность. Она улучшает координацию и пространственную ориентацию, что косвенно стимулирует речевую функцию
  • Проведение регулярного мониторинга (включая плановые скрининги). Это позволяет вовремя выявить возможные отклонения. При наличии факторов риска (недоношенность, перинатальные осложнения) необходимы консультации невролога и логопеда для ранней диагностики и коррекции
  • Эмоциональную поддержку. Малыш должен чувствовать любовь, безопасность и принятие со стороны родителей. При этом следует избегать как гиперопеки, так и завышенных требований, которые могут провоцировать тревожность
  • Своевременное лечение лор-заболеваний (отитов, аденоидов, ОРВИ). Это необходимо, поскольку различные патологии уха, горла и носа могут привести к снижению слуха и, как следствие, к задержке способности говорить. При гипертрофии аденоидов рекомендуется их удаление для восстановления нормального носового дыхания
  • Обеспечение сбалансированного питания с достаточным количеством витаминов и минералов. Это поддерживает правильное формирование нервной системы и определенных центров головного мозга. Введение прикорма в срок и обучение жеванию твердой пищи способствуют укреплению артикуляционного аппарата

Важно учитывать, что все дети с задержкой (речевой) развития индивидуальны, как и остальные. Их особенности не всегда четко коррелируются с определенными вариантами нормы. Однако если у родителей возникают сомнения относительно речевых навыков малыша, лучше без промедления обратиться к специалистам для консультации и получения профессиональных рекомендаций.

Надеемся, вы разобрались в том, что делать, если у вашего малыша речь не развита так, как должна быть в определенном возрасте. Если у вас остались вопросы, задайте их специалистам МЕДСИ. Они не только расскажут об особенностях патологического состояния, но и помогут в его коррекции с применением современных способов и методов.

Наши врачи
Левунина Екатерина Сергеевна

Логопед

Врач высшей квалификационной категории

Афанасьева Оксана Олеговна

Логопед

Врач первой квалификационной категории

Исхакова Гюзель Жафяровна

Логопед

Врач первой квалификационной категории

Рапацкая Елена Николаевна

Логопед

Врач первой квалификационной категории

Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу прямо сейчас:
Свяжитесь с нами
по телефону
Вам будет совершен обратный автоматический звонок, дождитесь ответа оператора.
Запишитесь
на прием online
Войти и выбрать время
Авторизуйтесь в личном кабинете и выберите удобное время для посещения клиники. Доступ к истории приемов, рекомендациям врачей и результатам анализов всегда будет у вас под рукой.
Или через
приложение
В приложении вы можете записаться в клинику, вызвать врача на дом, посмотреть свою медицинскую карту, а также купить необходимые лекарства.
Большое спасибо!

Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.

Понятно