Очень важно, чтобы зрительная система ребенка развивалась правильно. Для этого необходимо регулярно проходить обследования у квалифицированного офтальмолога. С годами нагрузка на глаза возрастает, а некоторые заболевания возможно вылечить только в детском возрасте.
Готовимся к первому глазному обследованию
Обследование зрения у детей разных возрастов имеет свои особенности. Но обычно процедура состоит из таких элементов:
- Сбор жалоб и анамнеза
- Исследование рефракции и остроты зрения, чтобы определить, нужны ли ребенку очки (или линзы)
- Осмотр на предмет содружественности движения глаз
- Биомикроскопия для осмотра передней части глаза (веко, хрусталик, роговица и др.)
- Офтальмоскопия для осмотра глазного дна для выявления возможных изменений
Родителям следует рассказать врачу о том, были ли в семье случаи глазных заболеваний, а также о таких проблемах ребенка, как:
- Недоношенность
- Осложнения во время родов
- Задержки моторного развития
Также родителям необходимо сообщить офтальмологу, если они заметили, как ребенок постоянно трет глаза, не может зафиксировать взгляд, слишком часто моргает и т. п.
Существуют следующие правила, регламентирующие частоту посещений врача для обследования зрения у детей:
- Первый визит – в возрасте (до 6-ти месяцев) 1 месяца, для исключения врожденных патологий
- Второе посещение – в 1 год
- Третье – в 3 года
- Четвертое – перед школой (в возрасте 5–7 лет)
- Периодичность последующих визитов зависит от того, были ли обнаружены глазные заболевания:
- Раз в 6 или 12 месяцев, если были зафиксированы патологии, болезни или иные проблемы со зрением
- Раз в 2 года, если никаких проблем отмечено не было
Обследование детей раннего возраста
При обследовании зрения у самых маленьких детей врач определяет, правильно ли развивается зрительная система. Для этого применяются такие манипуляции, как:
- Оценка фиксации взгляда и слежения при помощи движущегося предмета (это может быть яркий шар на нитке или световое пятно)
- Оценка рефракции (оптика глаза) с помощью автоматического рефрактометра или вручную
- Обследование состояния глазного дна и его сред при помощи офтальмоскопа
Такие методы исследования позволяют определить наличие следующих патологий:
- Атрофия нерва (зрительного)
- Глаукома
- Ретинопатия
- Катаракта
- Аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)
При нормальном развитии зрительной системы ребенок способен различать цвета в возрасте 2–3 месяцев, а определять формы предметов и расстояние до них – в возрасте около года.
Обследование детей дошкольного возраста
В этот возрастной период обследование зрения у детей помогает выявить наличие таких нарушений, как:
- Амблиопия
- Косоглазие
- Нарушение объемного зрения, цветоощущения
- Астигматизм
- Миопия
- Гиперметропия
Для этого используются следующие исследования:
- На косоглазие: ребенку показывают предмет и одновременно по очереди закрывают ему глаза, чтобы определить наличие установочного движения; если оно будет зарегистрировано, то отслеживается его направление – внутрь или наружу, что означает расходящееся или сходящееся косоглазие. Также наличие косоглазия выявляется с помощью специальных тестов, компьютерных или печатных, и на аппарате «Синоптофор» (с четырехлетнего возраста)
- Оценка рефракции посредством ретиноскопии (скиаскопии): врач при помощи специального зеркала – скиаскопа (ретиноскопа) – освещает зрачок, в просвете которого будет видна нестатичная тень; особая линейка с отрицательными или положительными линзами помогает определить, какая из линз необходима для нейтрализации тени, т. е. для точного определения рефракции
- Анализ остроты зрения (для этого используются иллюстрированные таблицы, разработанные для детей)
- Оценка подвижности глаз: офтальмолог перемещает предмет в 8 направлениях и таким образом оценивает степень подвижности
- Обследование глазного дна
- Оценка зрения на бинокулярность при помощи зеленого и красного фильтров, которые помещаются перед левым и правым глазом соответственно. Затем ребенка просят разглядывать разноцветные кружки; в норме ребенок видит кружки обоих цветов
- Осмотр под увеличением переднего отрезка глаза – конъюнктивы, радужки, века, хрусталика и роговицы
Обследование детей школьного возраста
- Астигматизм
- Гиперметропия (дальнозоркость)
- Некорректная работа глазных мышц или нерва
- Миопия (близорукость)
- Дистрофические патологии
Для выявления подобных нарушений используются различные методы:
- Определение бинокулярности или монокулярности
- Оценка конвергенции – совмещение зрительных осей глаз при осмотре находящихся близко предметов
- Исследование зрения на остроту (посредством таблиц с буквами)
- Анализ структур глазного дна
- Осмотр структур передней части глаза
Родителям следует обратить внимание на такие признаки, как:
- Нежелание заниматься домашним заданием
- Постоянное трение глаз
- Регулярные жалобы на головную боль.
- Прищуривание при взгляде вдаль, ребенок смотрит исподлобья
Эти признаки могут свидетельствовать о проблемах со зрением,
Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ
- Специалисты МЕДСИ применяют комплексный подход к диагностике глазных заболеваний, который включает в себя как стандартные офтальмологические процедуры, так и дополнительные типы исследований (по показаниям):
- Эхобиометрия
- Тонометрия
- Анализ глазных выделений на наличие бактериальных и вирусных инфекций
- В клиниках используется только современное оборудование ведущих мировых производителей (Германия, Япония, США и др.)
- Прием ведут высококвалифицированные врачи, обладающие опытом работы с детьми
- При необходимости возможен выезд детского
врача-офтальмолога на дом - Специалисты помогут подобрать как очки, так и контактные линзы
Источники:
- Ковалевский Е. И. Глазные болезни. – Рипол Классик, 1985
- Тарутта Е. П. Федеральные клинические рекомендации «Диагностика и лечение близорукости у детей» //Российская педиатрическая офтальмология. – 2014. – №. 2. – С. 49-62
- Бегайдарова Р. Х., Стариков Ю. Г. Диагностика и дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний у детей. – ГЭОТАР-Медиа, 2014
- Трифаненкова И. Г. Ранняя диагностика и мониторинг ретинопатии недоношенных //Автореферат... канд. мед. наук.–М.-2004.-26с. – 2008