Вирус SARS-CoV-2 надолго сохраняется в клетках и тканях организма, даже когда он уже не определяется методами ПЦР-диагностики. То есть когда болезнь вроде бы закончилась, вирусемия продолжается. И наблюдаются такие признаки нейроиммуновоспаления, как хроническая усталость, недомогания после физической нагрузки, снижение качества жизни, выраженная мышечная слабость, миалгии и артралгии, склонность к тромбозам. Отмечаются и изменения психики: тревожное расстройство, психогенная депрессия, нарушения сна и «туманный мозг».
В докладе «Нейроиммуновоспаление и герпесвирусные инфекции при постковидном синдроме: тактика противовирусной и иммуномодулирующей терапии» Ирина Вадимовна Нестерова, профессор, аллерголог-иммунолог КДЦ МЕДСИ на Белорусской, зав. кафедрой иммунологии, член Ученого Совета ГК «МЕДСИ», отметила, что так называемый «туманный мозг» (спутанность сознания) наблюдается у 58 % пациентов, недомогания и слабость после физических нагрузок – у 72 %, постоянную усталость испытывают 80 % переболевших COVID-19. Предполагается, что примерно у 20 % пациентов проявления постковидного синдрома останутся на всю оставшуюся жизнь, поэтому важно уже сейчас искать пути помощи таким больным.
Кроме того, при иммунном ответе при заражении вирусом SARS-CoV-2 может развиваться так называемое персистирующее (постоянное) воспаление, и наступает очень значимая дисрегуляция иммунной системы. Эта дисрегуляция приводит к цитокиновому шторму при остром состоянии, когда гиперактивированы многие клетки иммунной системы, и их функции нарушены. Но и при постковидном синдроме существует персистирующий вирусный резервуар, который провоцирует иммунную активацию. То есть идет постоянный выброс провоспалительных цитокинов, который поддерживает воспалительный процесс. Причем иммунная система дает реакцию не только на сам вирус, но и на его обломки, что также способствует поддержанию воспаления и активации врожденного иммунитета, так как Т-лимфоциты (приобретенный иммунитет) истощаются и не могут больше выполнять свою функцию.
Существует и молекулярная мимикрия антигенов вируса SARS-CoV-2, которая является причиной развития перекрестного реактивного ответа активированных Т-лимфоцитов, в результате чего развивается аутоиммунный ответ. То есть иммунная система человека начинает бороться против собственных тканей и клеток, причем нельзя заранее знать, какой орган станет мишенью такой борьбы.
Отечественные ученые изучали, что же является предрасполагающим фактором постковидного синдрома. Оказалось, что это генетические факторы, ранее существующие заболевания, определенное состояние иммунной системы, клинические особенности и особенности ответа на вакцинацию.
Если у человека система интерферонов работает нормально, то он довольно быстро восстановится после болезни. В противном случае идет активация герпесвирусной инфекции. Иными словами, нарушения в работе иммунной регуляции могут привести к реактивации ранее приобретенных нейротропных патогенов, в частности герпесвирусов, которые, в зависимости от их типа, приводят к различным нарушениям в работе органов и систем.
Существуют и другие факторы. Так, согласно исследованиям, примерно у 10 % пациентов есть врожденные дефекты синтеза интерферонов. Кроме того, существуют и патологии В-клеток, при которых они продуцируют аутоантитела к интерферонам, поэтому таких пациентов лечить интерферонами бессмысленно. Одним из способов терапии в таком случае является аферез аутоантител, после которого вводятся иммуноглобулины.
Чрезмерно большое количество нейтрофилов также способствует повреждению тканей и индуцирует воспаление. Воздействие нейтрофилов на эпителиальные клетки приводит к высвобождению провоспалительного хемокина, который привлекает в нейтрофильные гранулоциты в зону повреждения и усугубляет процессы воспаления. И поскольку эндотелий уже поврежден вирусом, то в этом месте легко формируется тромб, что может стать причиной ишемического инсульта, инфаркта миокарда и ТЭЛА при COVID-19.