- Повышенная утомляемость
- Снижение концентрации внимания
- Нарушения мыслительного процесса
- Расторможенность
- Снижение памяти
- Нарушения в развитии речи
- Несформированность представлений и мире
Нейропсихологическая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, исходя из результатов диагностики, которую проводит доктор.
Каждое занятие включает в себя ряд обязательных моментов: двигательные упражнения, когнитивные игры, дыхательную гимнастику и телесную терапию.
Нейропсихологическая программа
Нейропсихологическая программа помощи подбирается для каждого ребенка индивидуально, исходя из его потребностей и результатов диагностики.
Каждое занятие включает в себя 4 основных блока упражнений:
- Дыхательные упражнения
- Движения глазами
- Растяжка
- Упражнения двигательного репертуара
Среди обязательных элементов программы можно выделить:
- «Развитие пространственных представлений». Такие занятия помогают ребёнку последовательно освоить все уровни пространственных представлений, необходимых для успешного усвоения школьной программы
- «Рисование двумя руками». Программа направлена на развитие межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, способности к произвольному самоконтролю
По окончанию основного курса доктор может предложить ребенку занятия для развития познавательной сферы и коммуникативных навыков.
Перед нейропсихологом стоит ряд важных задач:
- Задачи 1-го уровня: стабилизировать и активировать энергетический потенциал организма ребенка. На этом этапе специалист уже начинает формировать и закладывать определенные механизмы, необходимые для саморегуляции. В итоге происходит восстановление общего тонуса тела, расширяются поля зрительного восприятия, прорабатываются так называемые «проблемные зоны»
- Задачи 2-го уровня: оптимизация психических процессов. На этом этапе доктор способствует формированию пространственных представлений и развитию целостного образа тела. На занятиях активно стимулируется зрительно-моторная координации, ловкость и меткость
- Цели 3-го уровня: формирование произвольной саморегуляции. На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, памяти, внимания, логического и образного мышления. Доктор разбирает с ребенком причинно-следственные отношения, прививает ему такие качества, как последовательность, произвольное внимание, развивает навыки сотрудничества
Как проходит занятие?
Занятие начинается с ритуала приветствия, за которым следует основная часть с тремя уровнями воздействия.
Дыхательные упражнения
Целью дыхательных упражнений является восстановление нормального дыхания как в состоянии покоя, так и при выполнении различных движений. Это стимулирует питание и снабжение кислородом тканей и органов, способствует нормализации работы центральной нервной системы и мышечного тонуса и улучшает общее состояние и самочувствие ребенка.
Глазодвигательные упражнения
Ребенок 3 лет и старше способен оценивать визуальное пространство на 180 градусов по вертикали и на 180 градусов по горизонтали без поворота головы.
В ряде случаев у детей отмечается сужение полей зрения, в таком случае они видят только то, что находится перед ним. Для того, чтобы увидеть все остальное, ему приходится поворачивать голову или все туловище. Безусловно, это тяжело для ребенка, он быстрее утомляется, может становиться раздражительным.
Проблема с полями зрения редко является изолированной, чаще всего она сочетается с фрагментарностью в других сферах, например, в речевой. Получается, что он слышит фрагментарно. Например, учитель говорит: «В глубоком море водятся различные виды рыб», а ребенок улавливает только часть этой информации – кто плавает или где плавают.
Элементарные движения слежения глазами за предметом должны автоматизироваться уже к трехмесячному возрасту, однако, нередко в силу тех или иных проблем сведение глаз к переносице и слежение за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости затрудняются. В таких случаях как раз-таки и необходимы глазодвигательные упражнения, которые помогают расширить поля зрения и косвенно простимулировать и другие функции (внимание, речь, память).
Растяжки
Система специальных упражнений на растягивание способствует восстановлению нормального мышечного тонуса, устраняет зажимы и ригидные телесные установки. Такой подход позволяет не только помочь телу, но и оказывает благоприятное воздействие на психическое состояние. Растяжки выполняются медленно и плавно.
Упражнения двигательного репертуара
Упражнения двигательного репертуара необходимы для освоения пространства собственного тела и пространства вокруг него. Во время занятий происходит отработка таких понятий как верх – низ, впереди–позади, право–лево, являются хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.
Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).
После активных упражнений наступает черед релаксации и отдыха.
И, наконец третья часть занятия посвящена игровой деятельности:
- Игры и упражнения, направленные на развитие целостного образа тела и ориентировке в пространстве
- Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
- Игры и упражнения, направленные на развитие когнитивной сферы
- Игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания
- Игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации
- Игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, меткости
Завершается занятие обсуждением домашнего задания.
На всех этапах предлагаются развёрнутые инструкции, формирующие у ребёнка способность создания собственной целостной и непротиворечивой программы поведения. В дальнейшем он учится активно применять усвоенный им алгоритм для планирования и оценки деятельности других и регулирования собственного поведения.
Таким образом, применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на проблематике, имеющейся у ребёнка.
Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу смежных методов. Межпредметные связи с педагогикой, логопедией, нейрофизиологией, возрастной психологией, этологические психотехники, используемые в детском возрасте, позволяют расширить рамки воздействия. Помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания, профилактировать личностные проблемы.
Система психомоторной коррекции помогает подготовиться к школе, облегчает обучение, улучшает поведение и способствует успешности в дальнейшей жизни.
Чего помогает добиться нейропсихология?
Курс занятий с нейропсихологом помогает устранить рассеянность, улучшить концентрацию внимания и память, справиться с повышенной утомляемостью.
С помощью нейропсихологии дети учатся формировать пространственные представления, развивают самоконтроль и саморегуляцию, что необходимо как для успешной учебы, так и для всей жизни в целом.
Грамотная помощь опытного нейропсихолога позволяет ребенку максимально развить и использовать потенциальные умственные возможности детей, устраняя имеющиеся нарушения мыслительной деятельности.