+7 495 7 800 500
(495) 7 800 500 Личный кабинет Старый личный кабинет Fill 1 Copy
Fill 1 Copy

Медико-педагогический центр в КДЦ на Красной Пресне

Комплексная диагностика и коррекция трудностей обучения у детей с 6 лет и старше

Вы, наверное, слышали, как дети заменяют, переставляют и пропускают буквы при чтении и письме; или встречали школьников, которые продолжают путать «право – лево», испытывают серьезные трудности с концентрацией внимания, с овладением понятиями времен года, дней недели или другими системами единиц. К сожалению, таких детей зачастую называют необучаемыми, ленивыми, манипуляторами и даже безнадежными. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они относятся и к вашему ребенку. В любом случае, имеет смысл разобраться: чем объясняются данные специфики развития, почему они возникают и как можно их устранить.

Начать же стоит с определения терминов. У всех этих явлений есть названия — дислексия, дисграфия, диспраксия, акалькулия, СДВГ и другие, а вместе эти особенности развития носят название «трудности» или «особенности обучения» (в оригинале англ. «learning disabilities / differences»).

Что такое дислексия, дисграфия и другие особенности восприятия информации, ведущие к трудностям в обучении

Особенности восприятия информации у ребенка, которые могут быть причиной трудностей в обучении, не являются психическим отклонением, но часто способствуют отставанию детей от своих сверстников в формировании отдельных навыков, несмотря на нормальный интеллект; сохранность мотивации и доступность обучения.

  • Дислексия – особенности развития навыков чтения
  • Дисграфия – сложности письменной речи
  • Дискалькулия / акалькулия — разной степени нарушения, связанные со счетными операциями
  • СДВГ / СДВ – синдром дефицита внимания (и гиперреактивности) – это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивность

ВАЖНЫЕ ФАКТЫ

  • У всех людей с особенностями восприятия информации, трудности обучения проявляются крайне индивидуально, они выражаются в разной степени и проявляются в различной форме*, а также могут сочетаться друг с другом (дислалия и дислексия и т.д.)
  • Для ответа на вопрос, есть ли у ребенка дислексия или другие особенности развития необходима комплексная диагностика** специалистов
  • Чем раньше проходит диагностика, тем быстрее и эффективнее будет коррекция трудностей. Обследовать детей нужно уже с дошкольного возраста. Показания для диагностики в раннем возрасте***
  • Методы диагностики и коррекции трудностей обучения разрабатываются и эффективно используются больше 25 лет по всему миру – Россия, Болгария, Латвия, Кипр, Израиль, Австралия, Индия, США, Канада и многие другие
  • Дислексия, дисграфия, СДВГ и другие сложности могут частично компенсироваться с возрастом, но в ярко выраженных детских случаях легкие признаки сохраняются на всю жизнь
  • Люди с дислексией не отражают зеркально буквы на чтении и письме, но кажется этот миф будет жить вечность.
  • Дислексия самая распространённая трудность обучения, хотя из существующей официальной Российской и зарубежной статистики процент диагностированных детей точно неизвестен. Мнения специалистов варьируются – 10-25% от всего населения страны – то есть от каждого десятого до каждого четвертого
  • Дислексия чаще всего сопровождается некоторой степенью гиперактивности, по мировым данным 5-20% детей с дислексией также имеют СДВГ.
  • Люди с дислексией или дисграфией обладают большими преимуществами – сильно развитое образное мышление и способность к нестандартным решениям

Признаки дислексии, дисграфии и других особенностей восприятия информации, способствующих трудностям обучения у ребенка

Трудности обучения – распространенные особенности восприятия информации, о которых, к сожалению, так мало знают учителя и родители. Чтобы помочь ребенку, важно быть осведомленным о данной проблеме. Обратите внимание на симптомы перечисленные ниже – это основная часть. Если хотя бы несколько признаков присутствуют у ребенка, рекомендуется обратиться к специалисту.

Многие симптомы начинают проявляться еще в дошкольном возрасте, среди них:

  • Ребёнку не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно
  • Он плохо различает и воспроизводит звуки
  • Не узнает слова, которые встречает постоянно (вход, выход)
  •  Его речь развивается медленнее, чем у сверстников
  • У него возникают сложности при чтении и письме
  • В некоторых случаях ребёнок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками

Ребёнок с дислексией испытывает также зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • У ребёнка имеются проблемы с развитием мелкой моторики
  • Не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами
  • Ребёнок может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу

При дислексии нарушены речевые и слуховые навыки, а также навыки чтения:

  • Ребёнок не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр
  • У него есть трудности с запоминанием букв, слов и понятий
  • Ребёнок отказывается читать вслух
  • Он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры)
  • Он заменяет, переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги
  • Не может определить границы слов, предложений

Кроме того, у ребенка нарушена ориентация:

  • Он путается во временах года, днях недели или времени суток
  • Ребёнок плохо ориентируется в понятиях «право – лево»
  • Он плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения

Ассоциация родителей и детей с дислексией проводит диагностику и коррекцию трудностей обучения в специализированном медико-педагогическом центре в Клинике Семейного здоровья МЕДСИ на Красной Пресне в Москве

В Медико-педагогическом центре МЕДСИ на Красной Пресне есть все необходимые специалисты для работы с детьми с дислексией и другими трудностями обучения – неврологи, логопеды, нейропсихологи и педагоги-психологи, с многолетним успешным опытом работы с детьми с данными особенностями развития.

Специально разработанные и применяемые в МПЦ методики помогают маленьким пациентам эффективно справиться с разного рода трудностями обучения и коммуникации у детей, просвещают родителей и обучают правильному взаимодействию с ребенком.

Клиника оснащена современной диагностической базой и при необходимости, возможно проведение смежных консультаций и обследований.

«Медико-педагогический центр – уникальное подразделение в составе Клинико-диагностического Центра МЕДСИ на Красной Пресне, объединившее специалистов высокого уровня для оказания эффективной, качественной помощи детям с любыми особенностями обучения и общения. Приём ведут только опытные специалисты, давно и успешно занимающиеся данной проблемой: невролог, преподаватель-психолог и нейропсихолог, логопед и психотерапевт»

  • Диагностика: дислексии, дисграфии, дискалькулии, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и др.
  • Диагностика предполагает оценку уровня сформированной устной речи, письма, чтения, неречевых функций
  • Развитие нарушенных и слабых речевых и неречевых процессов у детей с трудностями обучения: звукопроизношение, фонематические процессы, активный словарь, грамматический строй, связная речь
  • Оценка готовности к школе для пациентов с 6 лет
  • Одновременная комплексная помощь – в КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне есть все необходимые возможности для комплексной амбулаторной лечебно-диагностической помощи
  • Семейная психология
  • Когнитивное развитие – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика

Специалисты центра:

Советы родителям и преподавателям:

  • Детям с трудностями обучения нужно больше времени на вход и выполнение заданий, наберитесь терпения и понимания. Если есть возможность, нужно увеличить время на прочтение инструкций, на выполнение тестов, контрольных, экзаменов
  • Рекомендуется исключить проверки чтения вслух на скорость, а также любую форму чтения на публику/класс, во избежание глубинных психологических травм и ущерба для самооценки
  • Не забывайте хвалить даже за самые маленькие успехи в коррекции и учебе
  • Обеспечьте детям возможность общения с другими детьми, особенно в игровом классическом формате – без мониторов
  • Следите, чтобы они не проводили каникулы с гаджетами, а чаще бывали на свежем воздухе и играли в игры, где нужно соблюдать правила или использовать воображение. Соблюдение правил – материал для развития очень важных психических функций: произвольного внимания, произвольного контроля и саморегуляции, а воображение помогает развивать базу различных функций мозга
  • Сократите отвлекающие факторы: следите, чтобы у ребенка на столе было минимум предметов, а в классе ребёнок должен сидеть за партой не дальше второго ряда
  • Играйте с детьми в прятки, казаки-разбойники, и другие сюжетно-ролевые игры
  • Если учитель сообщает вам, что ребенок не может овладеть чтением или письмом так же, как другие дети, и при этом вы понимаете, что дело не в том, что он не хочет учиться или непоседлив, это повод обратиться к специалистам. В дошкольном возрасте на проблемы могут указать нежелание ребенка рисовать, неспособность построить домик из кубиков и недостаточное следование инструкциям. Более подробно о признаках дислексии ниже

В любом случае, чем раньше ребенок начнет работать над проблемой, тем легче и быстрее пройдет коррекция.

Часто задаваемые вопросы по ДИСЛЕКСИИ

1. О причинах. Относится ли дислексия к наследственным расстройствам? Может ли она развиться у обычного ребенка? Если да, что может послужить причиной – физические или психологические травмы?

В настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению, что считать основной причиной дислексии. В зарубежной литературе часто можно встретить статьи, описывающие дислексию, как наследственное расстройство, указание на наличие гена дислексии. Отечественные специалисты призывают к грамотному понимаю механизмов чтения и письма, указывая, что при выполнении этих процессов задействованы все отделы головного мозга, а говорить об одном или нескольких генах, влияющих на процесс овладения чтением нецелесообразно. И именно нарушение функций или недоразвитие определенных участков коры головного мозга оказывает влияние на сложности процесса обучения.

Многие исследователи, изучающие проблему дислексии у детей, отмечают наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов. Осложнения во время беременности, трудности протекания родовой деятельности, неблагоприятные влияния на ребенка после его рождения (черепно-мозговые травмы, детские инфекционные заболевания, наркоз и т.д.) оказывают значительное влияние на созревание и функционирование центральной нервной системы ребенка.

К социальным фактором развития дислексии можно отнести дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическую запущенность, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения без учета индивидуальных особенностей ребенка.

2. О сигналах у дошкольников. По каким признакам родитель может заподозрить у ребенка дислексию (поведение, реакции, движения, специальные тесты и проч.)?

Не все родители придают значение трудностям при обучении младших школьников, считая своих детей неспособными либо ленивыми. Возраст шести-восьми лет – это период, когда сложности в овладении чтением и письмом хорошо видны: сложности при автоматизировании чтения, плохое понимание и запоминание прочитанного, угадывающее чтение, неудержание строки в тетради, несформированность образа букв, фонематические ошибки, пропуски букв в слове или дописывание лишних элементов букв либо слогов в слове, пропуск знаков препинания и т.д.

По ряду симптомов, родители детей дошкольного возраста могут определить, что их дети находятся в группе риска по дисграфии и дислексии: трудности при составлении рассказа по картинкам, бедность словарного запаса, наличие аграмматизмов в речи, низкий уровень фонематического слуха, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудности при установлении отношений последовательности, например, времен года или дней недели, плохо ориентируется в заданиях, где нужно обозначить право-лево.

3. Об ошибках школьников. Какие самые распространенные ошибки можно найти в рабочих тетрадях школьников с дислексией? Можно по почерку определить, что у ребенка дисграфия (вид дислексии)? Какие типичные ошибки делает ребенок с дислексией?

Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма. Эти ошибки не связаны с незнанием правил орфографии. В тетрадях у детей с дисграфией можно заметить следующие трудности: неразборчивость подчерка, сложности удержания строки, пропуск, замена, добавление букв, искаженное воспроизведение букв, наличие аграмматизмов, слитное написание предлогов с другими частями речи, зеркальное отображение букв и т.д.

4. О диагностике. Существуют ли способы диагностики, с помощью которых можно увидеть физиологические особенности головного мозга дислексиков?

Для исследования наличия либо отсутствия дислексии желательно пройти диагностику у нескольких специалистов: невролога, логопеда, нейропсихолога.

Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. была разработана нейропсихологическая диагностика обследования чтения и письма младших русскоговорящих школьников. Данная методика позволяет специалистам комплексно оценить сложности в овладении навыками чтения у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах, позволяет получить количественные и качественные характеристики исследуемых у детей психических функций, оценить психологические механизмы, лежащие в основе нарушения чтения у детей.

Сложности обучения (особенно дислексия) активно изучается разным типом специалистов по всему миру, каждый день мы читаем про новые теории и исследования, многие ученые сейчас в поисках технологий для физиологической диагностики. Например, в этом году Шведы выпустили инструмент для выявления детей в зоне риска дислексии, который состоит из пары камер, отслеживающих поведение и положение глаз во время чтения, и алгоритма на основе искусственного интеллекта. Метод основан на теории и огромном количестве данных, но как и другие технологии, это доказано и недоступно для пользователей кириллицей. «Ассоциация» на целена на инициацию и развитие исследований в области дислексии и сложности обучения у русскоговорящих учеников. Мы работаем над тем, чтобы в ближайшем будущем в СНГ были разработаны новые техники диагностики и коррекции дислексии.

5. О слабых сторонах дислексии. Можно ли считать, что ребенок или взрослый с дислексией, не может в чем-то достичь таких же результатов, как «обычный человек» – без особенностей нейлогического развития.

Очень сложно понять, что подразумевает под собой понятие «обычный человек». Люди с дислексией это обычные люди. Да, у них есть трудности при овладении чтением и письмом, но это не означает, что они не могут добиться в жизни поставленных задач. Для достижения многих целей наиболее значимыми оказываются мотивация и целеустремленность. Обычно те, кому легко что-то дается, меньше прилагают сил для достижения целей, а люди, которым это сложнее – проявляют больше терпения, усердия, настойчивости.

6. О преимуществах дислексиков. Какие есть сильные стороны человека с дислексией? На что делать ставку при выборе будущей профессии для ребенка? Где его ждет больший успех?

При выборе профессии желательно пройти профориентационный тест, с помощью которого можно совместно со специалистом проанализировать какие есть способности, интересы у подростка, изучить владеет ли он профессионально важными качествами относительно выбранной профессии. Понимание причин возникновения дислексии (которое может дать комплексная диагностика, включающая нейропсихологическое тестирование), а не наличие самой дислексии, поможет грамотно оценить первопричину трудностей и возможные факторы риска в будущей профессии.

7. О том, что должны знать родители ребенка-дислексика. Какие ошибки часто допускают родители таких детей? Что стоит предпринять мамам и папам, когда они выясняют, что у ребенка дислексия (краткая инструкция).

Заметив признаки дислексии желательно обратиться за консультацией к неврологу, логопеду, нейропсихологу. Важно помнить, что сама по себе дислексия не исчезает и чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и легче будет скорректировать наличие трудностей. Важно соблюдать оптимальный режим нагрузок и отдыха с учетом индивидуальных особенностей детей. Организовать развивающие занятия и в домашних условиях.

8. О прогнозах. Можно ли говорить о полном выздоровлении ребенка или это состояние поддается только коррекции?

Дислексия у детей поддается корректировке. Важно при этом понимать, какой именно вид дислексии корректируется. Необходимо знать индивидуальную первопричину возникновения нарушения процесса чтения и письма. Этот вопрос лучше обсудить во время диагностики со специалистом.

Запишитесь на консультацию специалиста по телефону 8 (495) 7-800-500 (круглосуточно, без выходных).

Возврат к списку