+7 495 780 05 00
(495) 7 800 500 Личный кабинет Старый личный кабинет
Fill 1 Copy 8 (495) 7-800-500
Поиск по
Всем Взрослым Детям
Услуги Врачи Клиники/стационары
Показать еще

Коновалов Геннадий Александрович

Председатель Ученого Совета ГК МЕДСИ, Лауреат Премий Правительства РФ, Директор бизнес-единицы «Белорусская», Руководитель Центра диагностики и инновационных медицинских технологий КДЦ МЕДСИ на Белорусской, Академик Международной академии наук, Член National Lipid Association USA, Член европейского общества кардиологов, Член правления Национального общества атеросклероза России.

Доктор медицинских наук, Профессор, Врач высшей квалификационной категории, Академик

Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской

Соловьев Сергей Константинович

Главный ревматолог МЕДСИ.

Профессор, Доктор медицинских наук, Врач высшей квалификационной категории

Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской

Зубарев Александр Васильевич

Руководитель направления «Инновационная инструментальная диагностика» КДЦ на Белорусской, заместитель председателя Ученого Совета ГК МЕДСИ.

Профессор, Доктор медицинских наук

Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Белорусской

Кулешов Александр Николаевич

Главный специалист Медси на Красной Пресне по гинекологии, заведующий отделением гинекологии.

Кандидат медицинских наук

Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Красной Пресне

Матевосов Давид Юрьевич

заведующий отделением персонифицированной медицины, врач гастроэнтеролог-гепатолог.

Кандидат медицинских наук

Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Красной Пресне

Маслов Эдуард Юрьевич

Руководитель клиники ЛОР-заболеваний для взрослых и детей, Главный специалист МЕДСИ по оториноларингологии.

Врач высшей квалификационной категории, Кандидат медицинских наук

Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Красной Пресне

Шаповаленко Татьяна Владимировна

Главный врач Клинической больницы 1.

Доктор медицинских наук, Профессор

Клиническая больница МЕДСИ на Пятницком шоссе

Сидякина Ирина Владимировна

Руководитель Центра неврологии, врач отделения персонифицированной медицины.

Доктор медицинских наук, Профессор, Врач высшей квалификационной категории

Клиническая больница МЕДСИ на Пятницком шоссе, Клинико-диагностический центр МЕДСИ на Красной Пресне

Показать еще
Показать еще

Медико-педагогический Центр МЕДСИ на Красной Пресне

Комплексная диагностика и коррекция трудностей обучения у детей с 6 лет и старше

Вы, наверное, слышали, как дети заменяют, переставляют и пропускают буквы при чтении и письме; или встречали школьников, которые продолжают путать «право – лево», испытывают серьезные трудности с концентрацией внимания, с овладением понятиями времен года, дней недели или другими системами единиц. К сожалению, таких детей зачастую называют необучаемыми, ленивыми, манипуляторами и даже безнадежными. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они относятся и к вашему ребенку. В любом случае, имеет смысл разобраться: чем объясняются данные специфики развития, почему они возникают и как можно их устранить.

Начать же стоит с определения терминов. У всех этих явлений есть названия — дислексия, дисграфия, диспраксия, акалькулия, СДВГ и другие, а вместе эти особенности развития носят название «трудности» или «особенности обучения» (в оригинале англ. «learning disabilities / differences»).

Что такое дислексия, дисграфия и другие особенности восприятия информации, ведущие к трудностям в обучении

Особенности восприятия информации у ребенка, которые могут быть причиной трудностей в обучении, не являются психическим отклонением, но часто способствуют отставанию детей от своих сверстников в формировании отдельных навыков, несмотря на нормальный интеллект; сохранность мотивации и доступность обучения.

  • Дислексия – особенности развития навыков чтения
  • Дисграфия – сложности письменной речи
  • Дискалькулия / акалькулия — разной степени нарушения, связанные со счетными операциями
  • СДВГ / СДВ – синдром дефицита внимания (и гиперреактивности) – это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивность

ВАЖНЫЕ ФАКТЫ

  • У всех людей с особенностями восприятия информации, трудности обучения проявляются крайне индивидуально, они выражаются в разной степени и проявляются в различной форме*, а также могут сочетаться друг с другом (дислалия и дислексия и т.д.)
  • Для ответа на вопрос, есть ли у ребенка дислексия или другие особенности развития необходима комплексная диагностика** специалистов
  • Чем раньше проходит диагностика, тем быстрее и эффективнее будет коррекция трудностей. Обследовать детей нужно уже с дошкольного возраста. Показания для диагностики в раннем возрасте***
  • Методы диагностики и коррекции трудностей обучения разрабатываются и эффективно используются больше 25 лет по всему миру – Россия, Болгария, Латвия, Кипр, Израиль, Австралия, Индия, США, Канада и многие другие
  • Дислексия, дисграфия, СДВГ и другие сложности могут частично компенсироваться с возрастом, но в ярко выраженных детских случаях легкие признаки сохраняются на всю жизнь
  • Люди с дислексией не отражают зеркально буквы на чтении и письме, но кажется этот миф будет жить вечность.
  • Дислексия самая распространённая трудность обучения, хотя из существующей официальной Российской и зарубежной статистики процент диагностированных детей точно неизвестен. Мнения специалистов варьируются – 10-25% от всего населения страны – то есть от каждого десятого до каждого четвертого
  • Дислексия чаще всего сопровождается некоторой степенью гиперактивности, по мировым данным 5-20% детей с дислексией также имеют СДВГ.
  • Люди с дислексией или дисграфией обладают большими преимуществами – сильно развитое образное мышление и способность к нестандартным решениям

Признаки дислексии, дисграфии и других особенностей восприятия информации, способствующих трудностям обучения у ребенка

Трудности обучения – распространенные особенности восприятия информации, о которых, к сожалению, так мало знают учителя и родители. Чтобы помочь ребенку, важно быть осведомленным о данной проблеме. Обратите внимание на симптомы перечисленные ниже – это основная часть. Если хотя бы несколько признаков присутствуют у ребенка, рекомендуется обратиться к специалисту.

Многие симптомы начинают проявляться еще в дошкольном возрасте, среди них:

  • Ребёнку не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно
  • Он плохо различает и воспроизводит звуки
  • Не узнает слова, которые встречает постоянно (вход, выход)
  •  Его речь развивается медленнее, чем у сверстников
  • У него возникают сложности при чтении и письме
  • В некоторых случаях ребёнок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками

Ребёнок с дислексией испытывает также зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • У ребёнка имеются проблемы с развитием мелкой моторики
  • Не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами
  • Ребёнок может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу

При дислексии нарушены речевые и слуховые навыки, а также навыки чтения:

  • Ребёнок не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр
  • У него есть трудности с запоминанием букв, слов и понятий
  • Ребёнок отказывается читать вслух
  • Он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры)
  • Он заменяет, переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги
  • Не может определить границы слов, предложений

Кроме того, у ребенка нарушена ориентация:

  • Он путается во временах года, днях недели или времени суток
  • Ребёнок плохо ориентируется в понятиях «право – лево»
  • Он плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения

Ассоциация родителей и детей с дислексией проводит диагностику и коррекцию трудностей обучения в специализированном медико-педагогическом центре в Клинике Семейного здоровья МЕДСИ на Красной Пресне в Москве

В Медико-педагогическом центре МЕДСИ на Красной Пресне есть все необходимые специалисты для работы с детьми с дислексией и другими трудностями обучения – неврологи, логопеды, нейропсихологи и педагоги-психологи, с многолетним успешным опытом работы с детьми с данными особенностями развития.

Специально разработанные и применяемые в МПЦ методики помогают маленьким пациентам эффективно справиться с разного рода трудностями обучения и коммуникации у детей, просвещают родителей и обучают правильному взаимодействию с ребенком.

Клиника оснащена современной диагностической базой и при необходимости, возможно проведение смежных консультаций и обследований.

Руководитель Медико-педагогического центра

245x261.jpg
Ходакова Марина Александровна.

  • Диагностика: дислексии, дисграфии, дискалькулии, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и др.
  • Диагностика предполагает оценку уровня сформированной устной речи, письма, чтения, неречевых функций
  • Развитие нарушенных и слабых речевых и неречевых процессов у детей с трудностями обучения: звукопроизношение, фонематические процессы, активный словарь, грамматический строй, связная речь
  • Оценка готовности к школе для пациентов с 6 лет
  • Одновременная комплексная помощь – в КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне есть все необходимые возможности для комплексной амбулаторной лечебно-диагностической помощи
  • Семейная психология
  • Когнитивное развитие – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика

Специалисты центра:

Советы родителям и преподавателям:

  • Детям с трудностями обучения нужно больше времени на вход и выполнение заданий, наберитесь терпения и понимания. Если есть возможность, нужно увеличить время на прочтение инструкций, на выполнение тестов, контрольных, экзаменов
  • Рекомендуется исключить проверки чтения вслух на скорость, а также любую форму чтения на публику/класс, во избежание глубинных психологических травм и ущерба для самооценки
  • Не забывайте хвалить даже за самые маленькие успехи в коррекции и учебе
  • Обеспечьте детям возможность общения с другими детьми, особенно в игровом классическом формате – без мониторов
  • Следите, чтобы они не проводили каникулы с гаджетами, а чаще бывали на свежем воздухе и играли в игры, где нужно соблюдать правила или использовать воображение. Соблюдение правил – материал для развития очень важных психических функций: произвольного внимания, произвольного контроля и саморегуляции, а воображение помогает развивать базу различных функций мозга
  • Сократите отвлекающие факторы: следите, чтобы у ребенка на столе было минимум предметов, а в классе ребёнок должен сидеть за партой не дальше второго ряда
  • Играйте с детьми в прятки, казаки-разбойники, и другие сюжетно-ролевые игры
  • Если учитель сообщает вам, что ребенок не может овладеть чтением или письмом так же, как другие дети, и при этом вы понимаете, что дело не в том, что он не хочет учиться или непоседлив, это повод обратиться к специалистам. В дошкольном возрасте на проблемы могут указать нежелание ребенка рисовать, неспособность построить домик из кубиков и недостаточное следование инструкциям. Более подробно о признаках дислексии ниже

В любом случае, чем раньше ребенок начнет работать над проблемой, тем легче и быстрее пройдет коррекция.

Часто задаваемые вопросы по ДИСЛЕКСИИ

О причинах. Относится ли дислексия к наследственным расстройствам? Может ли она развиться у обычного ребенка? Если да, что может послужить причиной – физические или психологические травмы?

В настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению, что считать основной причиной дислексии. В зарубежной литературе часто можно встретить статьи, описывающие дислексию, как наследственное расстройство, указание на наличие гена дислексии. Отечественные специалисты призывают к грамотному понимаю механизмов чтения и письма, указывая, что при выполнении этих процессов задействованы все отделы головного мозга, а говорить об одном или нескольких генах, влияющих на процесс овладения чтением нецелесообразно. И именно нарушение функций или недоразвитие определенных участков коры головного мозга оказывает влияние на сложности процесса обучения.

Многие исследователи, изучающие проблему дислексии у детей, отмечают наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов. Осложнения во время беременности, трудности протекания родовой деятельности, неблагоприятные влияния на ребенка после его рождения (черепно-мозговые травмы, детские инфекционные заболевания, наркоз и т.д.) оказывают значительное влияние на созревание и функционирование центральной нервной системы ребенка.

К социальным фактором развития дислексии можно отнести дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическую запущенность, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения без учета индивидуальных особенностей ребенка.

О сигналах у дошкольников. По каким признакам родитель может заподозрить у ребенка дислексию (поведение, реакции, движения, специальные тесты и проч.)?

Не все родители придают значение трудностям при обучении младших школьников, считая своих детей неспособными либо ленивыми. Возраст шести-восьми лет – это период, когда сложности в овладении чтением и письмом хорошо видны: сложности при автоматизировании чтения, плохое понимание и запоминание прочитанного, угадывающее чтение, неудержание строки в тетради, несформированность образа букв, фонематические ошибки, пропуски букв в слове или дописывание лишних элементов букв либо слогов в слове, пропуск знаков препинания и т.д.

По ряду симптомов, родители детей дошкольного возраста могут определить, что их дети находятся в группе риска по дисграфии и дислексии: трудности при составлении рассказа по картинкам, бедность словарного запаса, наличие аграмматизмов в речи, низкий уровень фонематического слуха, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудности при установлении отношений последовательности, например, времен года или дней недели, плохо ориентируется в заданиях, где нужно обозначить право-лево.

Об ошибках школьников. Какие самые распространенные ошибки можно найти в рабочих тетрадях школьников с дислексией? Можно по почерку определить, что у ребенка дисграфия (вид дислексии)? Какие типичные ошибки делает ребенок с дислексией?

Дисграфия характеризуется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма. Эти ошибки не связаны с незнанием правил орфографии. В тетрадях у детей с дисграфией можно заметить следующие трудности: неразборчивость подчерка, сложности удержания строки, пропуск, замена, добавление букв, искаженное воспроизведение букв, наличие аграмматизмов, слитное написание предлогов с другими частями речи, зеркальное отображение букв и т.д.

О диагностике. Существуют ли способы диагностики, с помощью которых можно увидеть физиологические особенности головного мозга дислексиков?

Для исследования наличия либо отсутствия дислексии желательно пройти диагностику у нескольких специалистов: невролога, логопеда, нейропсихолога.

Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. была разработана нейропсихологическая диагностика обследования чтения и письма младших русскоговорящих школьников. Данная методика позволяет специалистам комплексно оценить сложности в овладении навыками чтения у младших школьников, обучающихся в общеобразовательных школах, позволяет получить количественные и качественные характеристики исследуемых у детей психических функций, оценить психологические механизмы, лежащие в основе нарушения чтения у детей.

Сложности обучения (особенно дислексия) активно изучается разным типом специалистов по всему миру, каждый день мы читаем про новые теории и исследования, многие ученые сейчас в поисках технологий для физиологической диагностики. Например, в этом году Шведы выпустили инструмент для выявления детей в зоне риска дислексии, который состоит из пары камер, отслеживающих поведение и положение глаз во время чтения, и алгоритма на основе искусственного интеллекта. Метод основан на теории и огромном количестве данных, но как и другие технологии, это доказано и недоступно для пользователей кириллицей. «Ассоциация» на целена на инициацию и развитие исследований в области дислексии и сложности обучения у русскоговорящих учеников. Мы работаем над тем, чтобы в ближайшем будущем в СНГ были разработаны новые техники диагностики и коррекции дислексии.

О слабых сторонах дислексии. Можно ли считать, что ребенок или взрослый с дислексией, не может в чем-то достичь таких же результатов, как «обычный человек» – без особенностей нейлогического развития.

Очень сложно понять, что подразумевает под собой понятие «обычный человек». Люди с дислексией это обычные люди. Да, у них есть трудности при овладении чтением и письмом, но это не означает, что они не могут добиться в жизни поставленных задач. Для достижения многих целей наиболее значимыми оказываются мотивация и целеустремленность. Обычно те, кому легко что-то дается, меньше прилагают сил для достижения целей, а люди, которым это сложнее – проявляют больше терпения, усердия, настойчивости.

О преимуществах дислексиков. Какие есть сильные стороны человека с дислексией? На что делать ставку при выборе будущей профессии для ребенка? Где его ждет больший успех?

При выборе профессии желательно пройти профориентационный тест, с помощью которого можно совместно со специалистом проанализировать какие есть способности, интересы у подростка, изучить владеет ли он профессионально важными качествами относительно выбранной профессии. Понимание причин возникновения дислексии (которое может дать комплексная диагностика, включающая нейропсихологическое тестирование), а не наличие самой дислексии, поможет грамотно оценить первопричину трудностей и возможные факторы риска в будущей профессии.

О том, что должны знать родители ребенка-дислексика. Какие ошибки часто допускают родители таких детей? Что стоит предпринять мамам и папам, когда они выясняют, что у ребенка дислексия (краткая инструкция).

Заметив признаки дислексии желательно обратиться за консультацией к неврологу, логопеду, нейропсихологу. Важно помнить, что сама по себе дислексия не исчезает и чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и легче будет скорректировать наличие трудностей. Важно соблюдать оптимальный режим нагрузок и отдыха с учетом индивидуальных особенностей детей. Организовать развивающие занятия и в домашних условиях.

О прогнозах. Можно ли говорить о полном выздоровлении ребенка или это состояние поддается только коррекции?

Дислексия у детей поддается корректировке. Важно при этом понимать, какой именно вид дислексии корректируется. Необходимо знать индивидуальную первопричину возникновения нарушения процесса чтения и письма. Этот вопрос лучше обсудить во время диагностики со специалистом.

Запишитесь на консультацию специалиста по телефону 8 (495) 7-800-500 (круглосуточно, без выходных).

Возврат к списку