Около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, а у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость высших психических функций без признаков снижения интеллекта. Бывает так, что ребенок, умея читать, писать и считать, приходит в школу и не справляется с учебными заданиями, потому что отвлекается, быстро устает, не может сам себя организовать и проконтролировать на уроке. Если дошкольник тяжело вступает в контакт с другими детьми и не подчиняется правилам коллективной игры, то он не сможет найти общий язык со своими одноклассниками и учителями, что скажется на школьной успеваемости.
Как узнать, возникнут ли такие проблемы у вашего ребенка? Как предупредить их появление?
Существует диагностика готовности к школьному обучению, основанная на классических нейропсихологических методах. Она представляет собой изучение актуального уровня развития высших психических функций. Во время обследования ребенку предлагаются различные задания и упражнения: игры с кубиками, рассматривание картинок, рисование и т. д. Этот дает возможность сделать выводы о дефиците в развитии психических функций ребенка, а значит, и о задержке созревания тех или иных областей головного мозга. Важным плюсом нейропсихологического подхода является качественный, подробный анализ текущего состояния высшей психики ребенка.
Нейропсихологическая диагностика готовности к школе включает исследования:
- Регуляторных функций (способности продумывать и контролировать собственное поведение)
- Двигательных функций (крупной и мелкой моторики)
- Зрительного восприятия (восприятия предметов, перечеркнутых и незавершенных изображений, цветового восприятия)
- Пространственных представлений (право-левая ориентация и т. д.)
- Слухового восприятия (восприятия речи, различных звуков и шумов, ритмов)
- Памяти (слухоречевой и зрительной)
- Речевых функций (понимания логико-грамматических конструкций, построения самостоятельного речевого высказывания)
- Письма, чтения и счета
- Интеллектуальных функций мозга (понимания сюжетных картинок, сравнения понятий и т. д.)
По итогам обследования проводится консультация с родителями, в ходе которой подробно объясняются результаты диагностики; проводится анализ «сильных» и «слабых» сторон ребенка, особенностей развития его высших психических функций. Обработка результатов диагностики позволяет определить уровень готовности ребёнка к школьному обучению, сделать прогноз о возможных трудностях. При необходимости родителям даются рекомендации или предлагаются развивающие нейропсихологические занятия по индивидуальной программе.